ПЕРВЫЙ РУССКИЙ РОМАН (роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»)
«Евгений Онегин» — самое крупное произ-
ведение поэта. Роману были отданы восемь
лет упорной работы (1823-1831). То обстоя-
тельство, что поэт работал над «Евгением Оне-
гиным» долгие годы, сыграло свою роль.
Шло время, совершались значительные
события в мире, в стране, в жизни самого по-
эта. Заканчивал роман уже и тот и не тот че-
ловек, который его начинал. «Громаден труд
ПушкинА, создавшего первый русский роман
да еще в стихах», — писал Белинский.
Почему роман в стихах? Рифмованное
произведение
на читателя, чем прозаическое, красота пове-
ствования достигается путем использования
строгой формы. Роману свойственны афори-
стичность, образно-метафорическое воссоз-
дание жизни, музыкальность.
Белинский назвал «Евгения Онегина»
«энциклопедией русской жизни» пушкинско-
го времени. По словам критика, впервые в
русской литературе с такой широтой и прав-
дивостью была воссоздана целая историчес-
кая эпоха.
7 Зак. 269 193
Многих изумляла формулировка крити-
ка: что же это за энциклопедия, если весь
роман посвящен светскому
ружению в Петербурге и в деревне? Само по-
нятие «энциклопедия», вызывавшее в созна-
нии тяжелые увесистые тома, как бы вступа-
ло в противоречие с этим небольшим по
объему произведением, которое, однако, ока-
залось «томов премногих тяжелей».
Роман ПушкинА по конкретному историз-
му, по широте охвата русской жизни и мас-
штабу поставленных в нем этических, соци-
альных, национальных проблем был и оста-
ется, может быть, уникальным, но и самым
загадочным явлением всей русской лите-
ратуры.
Портрет эпохи складывается в романе из
множества деталей, среди которых равно
важными оказываются такие несопоставимые
на первый взгляд вещи, как круг чтения и
распорядок сельской жизни, быт молодого пе-
тербуржца и песня крестьянских девушек,
особенности воспитания, образования и моды
того времени, предметы российского импорта
и экспорта и загадки природы, творческая би-
ография автора и «наука страсти нежной»,
разные лики русской природы и трагедия На-
полеона, глядящего на пылающую Москву.
Кое-что Пушкин бросает походя, как бы
между прочим, а на другом специально за-
держивается, чтобы привлечь внимание чи-
тателя. Но в общей картине России, создан-
ной поэтом, нет ничего незначительного, все
важно и существенно.
Конечно, главное место в романе отведено
Онегину, Ленскому, Татьяне и Ольге. Имен-
но в них, как писал Белинский, «отразилось
русское общество в один из важнейших мо-
ментов своего развития». Главные герои ро-
мана, принадлежащие к одному сословию,
тем не менее несут разную содержательную
нагрузку.
Онегин — типичный петербуржец, полу-
чивший традиционное воспитание и, несмотря
на яркую индивидуальность, ведущий тради-
ционный для своей среды образ жизни.
Ленский — поэт, романтик, который «из
Германии туманной привез учености плоды».
Татьяна, «русская душою», — самобыт-
ная и сильная женская натура, впитавшая
все «привычки милой старины».
Ольга — почти дитя природы, если бы не
ограниченность и пошлость того круга, к ко-
торому она принадлежит.
Только соединив в романе судьбы героев,
заставив их взаимодействовать, автор и мог
дать обобщенный портрет русского дворян-
ства начала XIX века.
Все впечатления своей собственной жиз-
ни Пушкин осмысляет в романе и в форме
лирических признаний, лирических отступ-
лений, и в описании судеб героев. Впрочем,
подробности жизни главных героев не могут
ускользнуть даже от самого невнимательного
читателя, но ими далеко не исчерпывается
энциклопедичность романа.
Уже в первой главе, целиком посвящен-
ной Онегину, мы узнаем и о репертуаре рус-
ского театра:
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин…
и о труде разносчика, и об Адаме Смите, кни-
гами которого увлекается главный герой, и об
импорте в Россию:
Все, чем для прихоти обильной
Торгует Лондон щепетильный
И по Балтическим волнам
За лес и сало возит нам…
и о многих мелочах быта, без которых нель-
зя считать исторически точным изображение
жизни в ее многоликости.
Быт поместного дворянства написан не
менее подробно и точно:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь…
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины…
Наивность и простота сельского быта тро-
гают душу поэта, но вовсе не вызывают у не-
го сентиментальных восклицаний и не засло-
няют всей косности и стылости этой разме-
ренной жизни. А кроме Петербурга и деревни,
есть еще Москва, которая входит в сюжет ро-
мана прежде всего как «ярмарка невест», на
которую везут Татьяну.
Но автор расширяет сюжетные рамки,
напоминая читателям о подвиге Москвы в
1812 году:
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе…
Но и этого мало. Пушкин создает блестя-
щий портрет московского барства, проникну-
тый ассоциациями со знаменитой грибоедов-
ской Москвой. Полагаясь на читателя, который,
конечно, вспомнит этот «старый образец», вос-
петый ГрибоедовЫм, Пушкин укладывает в од-
ну строфу целый слой московского общества:
Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец:
У тпетг/шки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец,
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…
Пушкин не просто охватывает взглядом
разные слои русского общества, но глубоко
проникает в них, погружая читателя в непо-
вторимый мир национальной стихии. Конеч-
но, широта охвата национальной жизни не
могла быть полной и без сыновнего чувства
поэта к родной природе:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года…
Может быть, именно эти особенности пуш-
кинского романа имел в виду Белинский, ког-
да говорил, что «Евгений Онегин» — в высшей
степени народное произведение», что это
«первое истинно национальное русское произ-
ведение».
— Конечно, и великолепие родной природы,
и стихия русского языка, и характер русского
человека с его неудовлетворенностью — все
это вместе складывается в единое понятие на-
циональной стихии.
И все-таки главное в самом понятии «народ-
ность» — это ясное осознание отличия народно-
сти от простонародности. Именно поэтому Бе-
линский был готов к тому, что многие удивятся
его мысли о народности пушкинского романа.
В эпоху Белинского еще господствовало
странное мнение, «будто бы русский во фраке
или русская в корсете уже не русские и что
русский дух дает себя чувствовать только там,
где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста».
Отстаивая свое утверждение, Белинский
ссылается и на Гоголя, считавшего, что «истин-
ная национальность состоит не в описании са-
рафана, но в самом духе народа». Безусловно,
пленительными, естественными и в высшей
степени поэтическими являются в «Евгении
Онегине» сцены разговора Татьяны с няней,
которую поэт, конечно же, списал с Арины Ро-
дионовны, и описание бегания дворового маль-
чика с жучкой в салазках, и знаменитая «Пес-
ня девушек», которую должны петь крестьян-
ки, чтобы не есть господской ягоды.
Но народность романа не в этих превос-
ходных сценах или, во всяком случае, не
только в них, а прежде всего, в изображении
мыслящего человека и его среды. В том-то
и состояла гениальная «находка» поэта, что
героем своего произведения он сделал свет-
ского человека, в котором автора привлекали
типично русские черты: «мечтам невольная
преданность, неподражательная странность
и резкий, охлажденный ум».
Только такой герой и мог держать автора
в плену все долгие годы работы над романом.
И конечно, Татьяна Ларина, «русская ду-
шою», «милый идеал» ПушкинА. Показатель-
но, однако, что и Татьяна не сливается со
средой скотининых, пустяковых и прочих со-
седей, еще ярче оттеняющих самобытность
любимой героини ПушкинА.
«Собранье пестрых глав», как насмешли-
во писал сам автор о своем романе, стало
первым истинно национальным русским ро-
маном, «в котором отразился век и современ-
ный человек изображен довольно верно».