Персонажи обрамления «Декамерона» Джованни Боккаччо
«Декамерон» — сборник новелл, написанный между 1349 и 1353 гг. Персонажи обрамления «Декамерона» — трое молодых людей и семь дам, которые встречаются в одном из красивейших флорентийских храмов — Санта-Мария-Новелла. Они знакомы между собой и хорошо понимают друг друга. В прологе называется точная дата, так что у читателя не остается никаких сомнений: действие происходит во время знаменитой эпидемии чумы, свирепствовавшей во Флоренции в 1348 г. Боккаччо дает выразительную картину зачумленного города.
Невольно возникает ощущение
Бесстыдство, падение нравов, крушение многолетних традиций — вот чем сопровождается мор. Тем контрастнее выглядит на этом фоне приятный уголок — тосканское имение близ Флоренции, куда бегут от ужасов чумы герои «Декамерона». Они проводят вместе десять дней, отсюда и название книги (греч. «Десятидневник»). Здесь царят нега и покой, а
Герои обрамления предаются пению, танцам, игре в шахматы, купанию, прогулкам. Но самое главное — они развлекают друг друга историями.
В книге Боккаччо знакомые сюжеты наполняются новым смыслом, органично входят в своеобразный учебник повествовательного искусства, каковым и становится «Декамерон». В некоторых случаях автор даже открыто призывает читателя выбрать из нескольких вариантов концовок один.
Новеллы многообразны по интонации (от беззаботного смеха до высокого трагизма) и месту действия (провинции Италии, Испания, Прованс, Греция, Тунис…). В большинстве новел события происходят во времена Боккаччо или непосредственно предшествующие им.
Десять дней «Декамерона» — десять тематических блоков. В рассказах первого дня нет единой темы. Второй и третий дни посвящены многообразию проявлений Фортуны, которая призвана бороться с добродетелью. День четвертый — любовным историям с несчастливым концом, день пятый — со счастливым.
Новеллы шестого дня касаются удачно сказанного словца, седьмого — хитроумных поступков жен, которые умудряются обвести вокруг пальца супруга даже в самых пикантных ситуациях. В день восьмой повествуют о разнообразных, не обязательно любовных проделках и обманах. В девятый день «каждый рассказывает о чем угодно и о чем ему больше нравится». Но здесь намечается поворот к серьезной интонации и новой теме, которая окончательно оформляется в заключительный, десятый день.
Это различные проявления человеческого великодушия. Рассказчики как будто соревнуются, чей герой окажется более душевно щедрым — монарх, рыцарь, клирик или мудрей?..
Порочная и нечистая жизнь священнослужителей — одна из сквозных тем «Декамерона». Критика духовенства часто вполне добродушна — в духе средневековой прозы. При этом среди главных пороков священнослужителей выделяется любострастие: все клирики в «Декамероне» неизменно похотливы.
Эротическая тема в книге Боккаччо занимает большое место. Действительно, любовь во многих случаях понимается именно как плотский инстинкт, и тогда в ее изображений преобладают комические или даже сатирические краски. Боккаччо использует целую коллекцию занимательных эвфемизмов (смягченных, уклончивых выражений).
Все это встречалось и в комических жанрам средневековой литературы. Но автор «Декамерона» соединяет подобный материал с исполненными высокой патетики сюжетами, подвергает его тщательной литературной отделке. Многие новеллы не более чем шутка — например, история о журавлях, стоящих на одной ноге. Другие же весьма пространны, в них нанизываются переодевания, кораблекрушения, неожиданные узнавания, резкие смены социального положения, пламенные любовные увлечения, коварные и кровавые убийства, похищения…
Общая мораль этих сюжетов незамысловата: Амур правит миром, сопротивление ему бессмысленно. Автор «Декамерона» высмеивает адвокатов и судей, чиновников и ростовщиков; он хорошо знает и охотно изображает мир купцов. Встречается взаимодействие житейской прозы с фантастикой.