Страницами “Декамерона”

Флоренция – красота Италии, отправная точка Ренесанса, пульс всей средневековой Европы, город, с которым связаны жизни стольких гениев, о которых мне не хватит ни времени, ни страниц, чтобы передать свое увлечение и обожествление каждого из них. Нас ждет незабываемое путешествие: Треченто, Весна Возрождения, страшный 1348 год. Флоренция охвачена чумой, но описывается время, которое нам отмеряно для того, чтобы невидимыми тенями быть вместе с семерыми красивыми молодыми женщинами и тремя мужчинами, которые, прячась от чумы, находятся в пригородном

имении и, развлечения для, а не пересудов и сплетен ради – рассказывают друг другу поучительные истории. Эти рассказы – смешные и немного печальные, придирчивые и иронические, легкие и искристые (некоторые на гране фола!) – настолько живо, ярко и доступно переданные мягким флорентийским наречием.

Преисполнены тонким психологизмом и знанием женского естества (ведь книга посвящена, в принципе, женщинам).

Даже не ощущаешь временную пропасть почти в семь столетий, которая разделяет нас с этими молодыми людьми. Но это не значит, что мы будем лишены наслаждения ощутить красоту той эпохи! Ни в коем

случае!

Высокий стиль изложения, невыразимо красивые, извините за каламбур, языковые повороты, особый, ни с чем несравненный юмор, терпкий, но заманчивый аромат средневековых моралите, волшебный стиль автора – все это удовлетворит не только желчных критиков, лицемерных святош, но и придирчивых путешественников, которые странным случаем могут попасть ряды читателей.

Итак, Джованни Боккаччо с его “Декамероном”. Если остановить, не начиная, поток восторженных слов и других охов-ахов относительно этого шедевра, следует просто сказать: настоящий сын Флоренции (но небесные алхимики, создавая его, прибавили и французскую кровь – не этим ли объясняется тонкое знание женской натуры?), потомок Данте и Петрарки остался верным им и той эпохе, в которой родился. Творчество Боккаччо вобрало в себя всю обворожительность, блистательность и многоречивость средневековья, любовь к символизму (трижды десять проходит сквозь роман: десять рассказчиков, десять дней по десять рассказов каждый: тройка как дань церкви, точнее, христианской вере, десять – как круглое число, в третьей степени образовывает тысячу, а это, как известно, одно из ключевых чисел магии, алхимии).

Но эти черты не мешают и не перекрикивают легкость и непринужденность новых веяний, которые принесли с собой самое главное – смех. А смех – это то, что еще в античные времена отмечал Аристотель в своей “Поэтике” (и это уже другая история, хотя также определенным образом связанная с Италией и ее художниками), как один из целебных средств. Как первые лучи утра согревают и – главное – заливают землю светом, так смех разлился землями Европы, прогоняя тьму страха.

Смех над собой, смех над недостатками клира, над дураками, которые, наконец, были наказаны, смех вместе с теми умными и добрыми, кто добился своего, – прежде всего смехом и его разновидностями насыщен этот сборник.

Следует добавить и то, что немалую роль при формировании тогдашнего мировосприятия и отношение ко многим аспектам бытия сыграла и страшная эпидемия чумы (воистину, нет горя без добра): перед черным лицом смерти, которая в те года собрала немыслимый урожай человеческих душ, люди пускались в “танец смерти”, продавая все свое имущество, и шли веселиться, гулять, чтобы хотя б немного насладиться жизнью, песок которой уже почти высыпался. Наши молодые люди, как заметил сам Боккаччо, составили определенное исключение среди тогдашнего сумасшествия чумы, но это не противоречит, а наоборот, говорит в пользу произведения: о будничности читают с меньшей охотой, чем о странных, неповторимых вещах.

И не только поэтому сборник новелл стал культовым (и на этот раз эпитет “культовый” не банальное клише, а “реальная реальность”) произведением Треченто, одним из символов итальянского Ренесанса. Социальный характер и гуманистическое расположение духа новелл (именно эти качества обусловили бессмертие историй и их понимание нами, людьми XXI век) вызвали, вызывают и будут вызывать интерес и увлечение как специалистов (историков, филологов, культурологов), так и простых людей, которые хотя бы иногда курят фимиам в храме настоящей литературы.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Страницами “Декамерона”