Пейзаж в прозе А. П. Чехова
Антон Павлович Чехов — тонкий лирик, умеющий увидеть и передать красоту окружающего мира, его гармонию и индивидуальность. В повести «Степь» с большой лирической выразительностью раскрывается «торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни». Как будто забывая о своей глубоко укоренившейся сдержанности повествования, автор пишет: «…душа дает отклик прекрасной суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей».
Чеховская степь поэтична, поражает мощью и полнотой неистраченных сил.
Герои Чехова и природа не существуют отдельно друг от друга. Они
Так кратко, без лишних слов, автор сумел показать пришедшее к героям чувство любви. Они сами еще не подозревают, что их «курортный роман» — не легкое увлечение, а глубокое и сильное чувство, но автор уже объясняет это читателям, включая в повествование мирный вид города. «Так шумело внизу, когда еще тут не было — ни Ялты, ни Ореанды, теперь шумит и будет шуметь так же равнодушно и глухо, когда нас не будет. И в этом постоянстве, в полном равнодушии к жизни и смерти каждого из нас кроется, быть может, залог нашего вечного спасения, непрерывного движения жизни на земле…» Картины природы являются в повестях Чехова и своеобразными «мостками», по которым автор переходит от темы к теме, от одной сюжетной линии к другой.
Хочется отметить и еще одну особенность и чеховской прозы, и классической русской литературы в целом при описании героев и пейзажа. «Отрицательные персонажи» никогда не «общаются» с природой, они ее не замечают, считая лишь себя центром вселенной. Так, герой рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» Беликов не только не замечает окружающей красоты, он постоянно прячется от нее в своеобразный футляр из одежды, калош, зонта… Окружающий мир страшит его своей изменчивостью: «как бы чего не вышло»: «Ложась спасть, он укрывался с головой; было жарко, душно, в закрытые двери стучался ветер, в печке гудело; слышались вздохи из кухни, вздохи зловещие…» Герой другого рассказа, «Ионыч»,- Дмитрий Ионыч Старцев увидел окружающую красоту лунной ночи, когда чувство любви охватило его, но позже уже никогда не показал автор такого слияния персонажа с природой.
Его уже не было. Человек, мечтающий лишь о богатстве, жаждущий наживы, не видит пользы в пустом созерцании природы. Первый признак «неблагополучия» человека, если он не замечает окружающей красоты. И это гениально понял и показал А. П. Чехов.
Автор не шел против истины ни в жизни, ни в искусстве, поэтому его произведения нам и интересны, учат правильному восприятию жизненных ситуаций, умению понять жизнь с ее многообразием и красотой.