Олби Э. биография

Олби Эдвард
ОЛБИ, ЭДВАРД (Albee, Edward) (р. 1928), американский драматург, представитель ‘театра абсурда’. Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни.

В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признает, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу “Неустойчивое равновесие” (A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию ‘Тони’ и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за “Морской пейзаж” (Seascape, 1975),

в 1994 – за пьесу “Три высокие женщины” (Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.
Родился 12 марта 1928 в Вашингтоне и спустя две недели был усыновлен Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу ‘Чоат’ и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут).

Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение ‘Олби-Барр-Уайлдер’.
Творчество Олби говорит об одиночестве людей

и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе “Кто боится Вирджинии Вулф?” (Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия ‘Тони’), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей.

Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория “Крошка Алиса” (Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и “Ящик и цитаты из председателя Мао” (Box – Mao – Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.
Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трехактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы “Что случилось в зоопарке” (The Zoo Story, 1959), “Смерть Бесси Смит” (The Death of Bessie Smith, 1960), “Фэм и Йем” (Fam and Yam, 1960), “Американская мечта” (The American Dream, 1961), “Дама из Дюбука” (The Lady from Dubuque, 1977) и “Человек с тремя руками” (The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки “Баллада о невеселом кабачке” (The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, “Малькольм” (Malkolm) по роману Дж.

Парди, “Завтрак у Тиффани” (Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Т. Капоте, переработка пьесы Дж. Купера “Все в саду” (Everything in the Garden, 1967) и “Лолита” (Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова. Последнее произведение Олби “Пьеса про младенца” (The Play About the Baby, 2000) было поставлено в Нью-Йорке в 2001.
В 1996 Олби получил награду Центра Кеннеди за плодотворно прожитую жизнь, в 1997 президент Б. Клинтон вручил ему Национальную медаль за достижения в области искусства.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Олби Э. биография