Наполеон и Кутузов в изображении Толстого
Наполеон н Кутузов. Эти герои не являются точными копиями своих действительных прототипов. Толстым были сознательно опущены многие известные факты (например, Кутузов сам разрабатывал план заграничного похода русской армии 1813-1814 годов), некоторые черты нарочно преувеличены (дряхлость и внешняя пассивность Кутузова, позерство и самовлюбленность Наполеона). Писатель и не стремился к точной документальности в их описании.
Кутузов и Наполеон выражают основную нравственную антитезу романа, идейно централизуют повествование. Главными приемами
В портрете Наполеона чувствуется ирония. Автор обращает внимание на «короткие ноги с жирными ляжками», потолстевшую, короткий силуэт и суетливую походку. Французский император постоянно озабочен тем, как он будет выглядеть со стороны, каким войдет в историю. Перед Бородином Наполеон, собираясь взглянуть на портрет сына, долго решает, какое выражение лица более всего подходит
Похожая ситуация сложилась на Поклонной горе при ожидании бояр с ключами от Москвы.
Во всех поступках, жестах и словах Наполеона проявляется самоуверенность, ограниченность, эгоцентризм. Во время боя он отдает приказания, считая, что руководит сражением. При этом автор сравнивает его с ребенком, который уверен, что управляет каретой при помощи тесемок, приделанных внутри, и этим доволен.
У французского императора Наполеона — «омрачен ум и совесть», он отрекся «от всего человеческого». Наполеон сознательно развивал в себе душевную черствость, испытывал себя, наблюдая смерть. При переправе через Вилию спокойно смотрел, как гибнут польские уланы, после Аустерлицкого сражения обходил поле битвы, разглядывая трупы.
Он сравнивал битву с игрой в шахматы, а людей с бездушными шахматными фигурами.
Наполеон убежден в своем величии и собственной гениальности, считая, что «не хорошо то, что действительно хорошо, а то, что у него на уме». Для него имело интерес «только происходящее в его собственной душе»; «ему казалось, что все в мире зависит только от его воли». Между тем писатель утверждает, что Наполеон лишь выполнял печальную, жестокую и тяжелую не людскую роль, которая была ему предназначена. В авторской формулировке это роль палача народов.
Несмотря на предопределенность такого положения, Толстой не умаляет ответственности Наполеона за содеянное, поскольку он считал, «что именно по воле Наполеона произошла война с Россией, и весь ужас совершившегося — поражал его душу». В конце романа самодовольный и высокомерный император превращается в трусливого беглеца, растерявшего свое величие, отказавшегося о т всей армии, когда он столкнулся с народом, ставший на защиту своей свободы. Толстой отказывает Наполеону в величии, хотя этим несколько снижает значимость Кутузова и победы России.
Наполеоновские качества присущи многим героям романа. Иногда это трагические заблуждения (князь Андрей и Пьер накануне войны 1805 года), но чаще показатель полного отсутствия нравственного чувства (Элен в самый разгар Отечественной войны отказывается от православия, чтобы вновь выйти замуж, ставя себе в пример именно Наполеона, имевшего несколько жен). Сниженной пародией на Наполеона является и русский император.
При подписании Тильзитского мира поведение Александра I, как и Наполеона, явно неестественное, лицемерно-позерское. Это замечает даже Николай Ростов. Накануне Аустерлица он же видит своего императора разглядывающим тяжело раненного солдата.
Наполеономания, по Толстому, опасная болезнь, разъединяющая людей, приводящая к бездуховности.
Образ Кутузова в романе «Война и мир» писатель подчеркивает естественностью и простотой. Он может найти простые слова сочувствия и утешения, встретив князя Андрея после смерти старшего Болконского. В разгар Аустерлицкого сражения он не боится, что его увидят плачущим.
Перед Бородинской битвой, как и простые солдаты, молится перед иконой Смоленской Божьей Матери, встав на колени, а затем долго не может встать из-за своей старости и дряхлости. Кутузов ассоциируется у князя Андрея и солдат с образом доброго и мудрого отца. Это чувствует на совете в Филях даже крестьянская девочка Малаша, которая, не понимая, о чем идет спор, между дедушкой и Бенигсеном, принимает сторону Кутузова.
настоящего величия, «добра, простоты и правды». Он не желает превосходства над другими, не пытается влиять на ход истории, подчиняясь логике происходящего. Этим и объясняется внешняя бездеятельность, пассивность героя.
Он может заснуть во время военного совета в Вишау, не отдает приказов по ходу битвы, не ищет сражений. Причина этого состоит в том чувстве народа, которое он держал в себе во всей силе и чистоте его. Именно Кутузов смог угадать смысл происходящего в 812 году, оценить Бородино как победу, сдать неприятелю Москву, поддержать партизанское движение.
Главнокомандующий настолько же необычен, насколько уникальна война, им возглавленная. Он, профессиональный военный, не очерствел душой, что становится очевидным, когда в конце романа полководец приезжает в полк. Фельдмаршал произносит глубоко человечные слова о пленных французах, жалких и обмороженных: «Когда они были сильными, и жалости к ним не было, а сейчас их можно пожалеть.
Ведь они тоже и люди». Кутузов оценивает войну как трагическое событие в жизни народа, поэтому под Аустерлицким сражением может напомнить императору Александру, что война — это не парад на Царицыном лугу, а зимой 1813 года напишет донесение, что Отечественная война окончилась и воевать дальше нет оснований.
Кутузов Не соответствует образу ни «европейского генерала», ни гениального полководца, Он отказывается от собственной славы, его цель — изгнание французов из своей страны. Он проиграл большинство битв в 1812 году, но выиграл войну в целом, Жизненный финал русского полководца трагичен и величествен одновременно: «старик виновен и нигде уже не годится», но «представителю русского народа», «русскому человеку», «представителю народной войны» после выполнения своей миссии Кутузову уже ничего не оставалось, как умереть. «И он умер».
Теги: Наполеон и Кутузов в романе Толстого «Война и мир», Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир», как Толстой изобразил Наполеона и Кутузова в своем романе «Война и мир», изображение Наполеона и Кутузова в романе Толстого.