Мысль о родном доме в романе М. Шолохова «Тихий Дон»

Мысль о родном доме в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» Четыре подпорки есть у человека в жиз­ни: Дом с семьей, работа, люди, с кем вместе править праздники и будни, и земля, на кото­рой стоит твой дом. И все четыре — одна важнее другой… Валентин Распутин Появление гениального романа-эпопеи Михаила Шолохо­ва «Тихий Дон» равносильно чуду.

Этот Роман поистине стал «шедевром» века благодаря могучему таланту писателя. Народ, его прошлое, настоящее и будущее, его счастье — вот основная тема раздумий писателя. В романе Шолохов

описал борьбу двух совершенно разных сил: донского казаче­ства и Красной Армии. «Мелеховский двор — на самом краю хутора», — так на­чинается роман-эпопея, и на протяжении всего повествова­ния Шолохов будет рассказывать нам об обитателях этого двора. Через двор Мелеховых проходит линия обороны, его занимают то красные, то-белые, но отчий дом навсегда оста­ется тем местом, где живут самые близкие люди, всегда гото­вые принять и обогреть.

Жизнь обитателей дома Мелеховых предстает со страниц эпопеи в переплетении противоречий, притяжений и борь­бы. Можно сказать, на перекрестке больших историче­ских

событий, кровавых столкновений оказалась вся семья Мелеховых.

Прежде всего мы познакомимся с главой семьи — Пантелеем Прокофьевичем. «Под уклон сползавших годов закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел старичком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства…» Этот человек был трудолюбивым, хозяйственным, очень вспыльчи­вым, но в душе добрым и чувствительным. Несмотря на внут­рисемейный раскол, Пантелей Прокофьевич старается соеди­нить в одно целое куски старого быта, хотя бы ради внуков и детей. И в том, что он умирает вне дома, который любил больше всего на свете, — трагедия человека, у которого время отняло самое дорогое — семью и кров.

Такую же всепоглощающую любовь к родному дому отец передал своим сыновьям.

«Старший, уже женатый сын его Петро напоминал мать: большой, курносый, в буйной повите­ли пшеничного цвета волос, кареглазый, а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, ост­рые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Образ Григория Мелехова — центральный в эпопее. О нем сразу невозможно сказать — положительный это или отри­цательный герой. Слишком долго он блуждал в поисках прав­ды, своего третьего пути, пролил много человеческой крови.

Его трагедия — это трагедия того, кого неумолимый ход истории поставил перед необходимостью крутого поворота в своей судьбе.

Григорий предстает перед нами как правдоис­катель.» В поисках правды он проходит самый тяжелый путь — путь самопознания. На самом деле этот путь оказался для Григория бездорожьем в темную ночь: он утратил веру в правду народа и веру в себя, стал искать забвения в пьянстве, в женских ласках, в бою проявлял «бессмысленную жестокость». Но и в этот страшный период нравственного падения в Григории живет великая любовь к родной земле, отчему дому.

Это то единственное и, пожалуй, самое важное, что есть у этого человека. Больше всего в романе меня поразили женские образы: Иль­инична, Аксинья и Наталья.

Эти женщины совершенно раз­ные, но их объединяет возвышенная нравственная красота. Ильинична, например, переживая незабываемую траге­дию — смерть сына, смогла простить его убийцу, потому что его полюбила ее дочь. Любовь Аксиньи к Григорию на страницах романа грани­чит с подвигом.

И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Чертами высокой трагедийности отмечен и образ Ната­льи. Верная, но нелюбимая жена, она покоряет Григория (а вместе с ним и читателя) своей чистотой, любовью к детям, готовностью ждать и надеяться всю жизнь. Герои эпопеи Шолохова вошли в нашу жизнь как реаль­ные люди, живут с нами и среди нас.

А дом Мелеховых стал нашим родным домом. К сожалению, семья Мелеховых все-таки распалась, но ее члены смогли создать очаг, где всегда будет теплиться ого­нек любви, тепла и взаимопонимания, который не погаснет никогда. Человек для Шолохова — самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное, что помогает формированию души человека, — это прежде всего его дом, в котором он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить и куда он обяза­тельно вернется.


Мысль о родном доме в романе М. Шолохова «Тихий Дон»