Женские образы в романе М. Шолохова “Тихий Дон”

В образах центральных героинь романа М. Шолохова “Тихий Дон” воплощено представление автора о судьбе русской женщины в бурном 20 веке. Их основное назначение в романе, главная художественная функция, на мой взгляд, провозгласить приоритет вечных нравственных ценностей над социальной и политической суетой, всем, что разъединяет людей на “красных” и “белых”.
Главными выразительницами идеала мирной жизни выступают в романе женщины-матери. “Чисто побесились люди, – отчитывает Григория Ильинична. – Вам, окаянным, сладость

из ружьев палить да на кониках красоваться, а матерям-то как? Ихних сынов-то убивают, аи нет? Войны какие-то напридумали…” Ей в другом месте романа вторит “высокая черноглазая старуха, со следами строгой иконописной красоты на увядшем лице: “- И небось у каждого из вас мать есть, и небось как вспомнит про сына, что он на войне гибнет, так слезьми и обольется…

Блеснув на поздоровавшегося Григория желтыми белками, она вдруг злобно сказала: – И таких цветков ты, ваше благородие, на смерть водишь? На войне губишь?”
Невиданной мощью материнского чувства и женской мудрости награждает Шолохов

Ильиничну. Эта женщина знает жизнь и порядок в ней. Она принимает сноху обратно в дом и советует молодой жене ждать мужа. Ильинична не меньше Натальи ждет появления ее детей, потому что знает, что детская любовь способна соединить родителей.

Так и произошло. Григорий после смерти Натальи понял то, что издавна было известно его матери.
Как свидетельство редкостного умения Ильиничны поддерживать мир в семье, являются ее отношения с Пантелеем Прокофьевичем. Только она умела укрощать припадки его ярости, терпела его измены и рукоприкладство.
Ильинична мужественно перенесла смерть своего старшего сына, обеих снох, мужа. Никогда она не роптала на Бога, потому что была казацкой дочерью, казацкой женой и казацкой матерью. Свою судьбу эта героиня приняла как данность этого мира: “А я верю! Не может быть, чтобы лишилась я последнего сына”.

Писатель восхищается этой старой мужественной женщиной, которая, с трудом добравшись до гумна, всматривается в сумерки степи и негромко зовет своего младшенького, зная, что он обязательно услышит.
Таким образом, образ матери Григория – Ильиничны играет важную роль в системе персонажей романа. Она воплощает идею материнства и единения всех людей. Ильинична не делит мир на “красных” и “белых”.

Она способна на любовь и сострадание к самым разным людям, в том числе и к тем, кто причинил ей самую большую боль, – Аксинье, Кошевому.
Наталья Коршунова – жена Григория Мелехова. Она пришлась по сердцу семье героя, но не ему самому. Автор любуется молодостью Натальи, ее нравственной силой, гармонией внешнего и внутреннего.
Трагедия жизни этой героини заключается в том, что ее не любит Григорий, и он сам признается Наталье в этом. Брошенная Григорием, она возвращается к отцу, но и в своем доме, где была когда-то весела и счастлива, не находит покоя. Наталья идет назад, к Пантелею Прокофьевичу и Ильиничне, где будет дожидаться своего мужа.

На какое-то время Григорий вернется к ней, потому что знает, что Наталья – хранительница его дома, мать его детей.
Наталья беззаветно любит Григория и твердо знает, что так, как любит она, не любит никто. Неразделенная любовь к мужу и горькая обида на него толкает героиню на страшное. Сначала она проклинает отца своих детей, а затем избавляется от ожидаемого ребенка. Наталья умирает.

Страшным исходом завершается ее жизнь.
Для Натальи характерно такое же долготерпение, мудрое спокойствие хранительницы семейного очага, как и у Ильиничны, а также глубоко запрятанная способность к напряженным духовным переживаниям. О силе переживания Натальи, о ее гордости говорят не слова, а поступки: попытка самоубийства, нежелание иметь ребенка от нелюбящего мужа. На долю обеих, и Ильиничны, и Натальи, выпала драматичная семейная жизнь, но они сумели посвятить себя дому, детям.
В портрете Натальи уже включена история ее жизни: красота лица контрастирует с большими, раздавленными работой руками”, смелый взгляд серых глаз – со смущенной и сдержанной улыбкой. Именно эти женщины оказались в самые переломные моменты опорой семьи и мира “тихого Дона”.
Аксинья является почти полной противоположностью Наталье. Ее роднит с Григорием Мелеховым неуемность характера, неспособность удовлетвориться компромиссом, всепоглощающая любовь и жажда свободы.
Вся буйная страсть природы сконцентрировалась в характере этой женщины. Наталья воспитана в строгом уважении к норме жизни и ждет того же от других. Аксинья считает, что ее незадавшееся замужество снимает с нее всякую вину за нарушение норм и запретов.
Семь трудных лет жизни постепенно меняют Аксинью и характер ее любви к Григорию. К финалу романа эгоистическое желание устроить собственное счастье во что бы то ни стало уступает место “почти материнской” нежности к Григорию, готовности заменить мать его осиротевшим детям.
Довольно ярок и образ жены Петра Мелехова – Дарьи. Это распутная женщина, неряшливая, ленивая. Дарья не любит работать, но любит быть в центре внимания, нравится мужчинам: “Замужняя жизнь не изжелтила, не высушила ее, высокая, тонкая, гибкая в стане, как хворостинка, была она похожа на девушку. Вилась в походке, перебирая плечами; на окрики мужа посмеивалась; под тонкой каймой алых губ плотно просвечивали мелкие частые зубы”.

Эта героиня остра на язык, бойка, своенравна.
Кажется, что в душе этой женщины нет никаких нравственных устроев: она запятнала себя даже кровавым преступлением. Недаром, когда Григорий увидел ее, в пьяном беспамятстве валяющуюся после убийства Котлярова, то еле подавил желание раздавить эту женщину, как ядовитую тварь.
На протяжении всего романа мы наблюдаем процесс нравственного распада Дарьи: После смерти Петра, подчеркивает Шолохов, Дарья “стала еще жаднее к жизни, еще внимательнее к своей наружности….”. Она меняет мужчин, “как перчатки”, даже Григорию строит глазки. В итоге Дарья оказывается жестоко наказанной на свой образ жизни – она заражается “дурной болезнью”.

Героиня знает, что она будет медленно умирать, теряя свою красоту и молодость. Поэтому Дарья решается на страшный шаг – заканчивает жизнь самоубийством.
Женские образы в романе Шолохова “Тихий Дон” олицетворяют собой Россию – прекрасную, но обреченную на страдания. По мнению писателя, женщины – это хранительницы самобытной культуры казачества, хранительницы народной нравственности и животворящей силы Вселенной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Женские образы в романе М. Шолохова “Тихий Дон”