«Море»

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

«Море»

История создания.

Стихотворение написано в 1822 году в период творческой зрелости Жуковского. Оно относится к программным произведениям и является одним из поэтических манифестов поэта. Известно, что это стихотво­рение Жуковского особо выделял Пушкин, написавший двумя годами позднее свою элегию с тем же названием.

Жанр.

В подзаголовке стихотворения автор обозначил ею жанр — элегия. Это излюбленный жанр поэта. Обращение к жанру элегии ознаменовало пере­ход Жуковского к романтизму.

Элегия

— жанр лирической поэзии, пере­дающий настроения грусти, скорби, разочарования и печали. Романтики отдавали предпочтение этому жанру, поскольку он дает возможность вы­разить глубоко личные, интимные переживания человека, его философ­ские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы. Именно таким стихотворением и является элегия «Море».

Тематика и проблематика.

Стихотворение Жуковского представляет собой не просто поэтиче­скую картину морской стихии, а «пейзаж души», как точно определил та­кие стихи поэта-романтика знаменитый ученый-филолог А. Н.

Веселов­ский. Действительно, это не только морской пейзаж, хотя, читая стихотворение, живо представляешь себе море: оно то тихое, спокойное, «лазурное море», то страшная бушующая стихия, которая погружена во мглу. Но для романтика мир природы — это еще и тайна, которую он пы­тается разгадать.

Вот почему так важно то, что в стихотворении постоян­но идет перекличка мира природного и человеческого — состояния ли­рического героя. Но важно при этом не только то, что Жуковский создает психологический пейзаж, то есть выражает чувства и мысли человека че­рез описание природы. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом.

Кажется, что лирический герой говорит с думающим и чувствующим собеседником, может быть — с другом, а может — с каким — то таинственным незнакомцем. У поэта-романтика не вызывает сомне­ния то, что море может быть наделено душой, как и человек. Ведь в соот­ветствии с романтическими представлениями именно в природе раство­ряется Божество, через общение с природой можно говорить с Богом, проникнуть в тайну бытия, соприкоснуться с Мировой душой.

Жуковский уверен, что душа моря подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, радость и горе. Оно так же тянет­ся ко всему светлому — к небу, Богу. Но в отличие от многих других ро­мантиков, рисующих эту «свободную стихию», Жуковский видит и то, что море томится, что его что-то тяготит, оно бунтует против этого.

Как и человек, море не может чувствовать абсолютный покой и гармонию, его свобода тоже относительна. Вот почему традиционные романтиче­ские проблемы свободы и неволи, бури и покоя у Жуковского получают очень необычную трактовку.

Идея и композиция.

Стихотворение «Море» построено в соответствии с заложенной в нем идеей. Это не столько описание природных явлений, сколько осо­бый лирический сюжет. В нем наблюдается движение, развитие со­стояния лирического героя, следящего за изменениями, которые про­исходят с морем. Но еще важнее то, что за этим стоит динамика внутреннего состояния самого моря, его души.

Этот внутренний сюжет можно разделить на три части: «Безмолвное море» — 1-я часть; «Буря» — 2-я часть; «Обманчивый покой» — 3-я часть. В соответствии с ними проследим за развитием художественной мысли стихотворения.

В 1-й части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокой­ного и безмолвного. Но «чистота» и ясность присуща морской душе «в присутствии чистом» «далекого светлого неба»:

Ты чисто в присутствии чистом его:

Ты льешься его светозарной лазурью,

Вечерним и утренним светом горишь,

Ласкаешь его облака золотые

И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественно­го, чистого и прекрасного. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, раз­мышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, кото­рую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море,

Открой мне глубокую тайну твою:

Что движет твое необъятное лоно?

Чем дышит твоя напряженная грудь?

Иль тянет тебя из земныя неволи

Далекое, светлое небо к себе?..

2-я часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму, на­чинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга:

Когда же сбираются темные тучи,

Чтоб ясное небо отнять у тебя —

Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь,

Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу…

Жуковский с удивительным мастерством рисует картину бури. Ка­жется, что слышишь рокот набегающих волн. И все же это не просто картина разбушевавшейся стихии.

Перед нами раскрывается глубоко спрятанная тайна души моря. Оказывается, как и все земное, море на­ходится в неволе, которую оно не в силах преодолеть: «иль тянет тебя из земныя неволи «. Это очень важная для Жуковского мысль.

Для поэта-романтика, верящего в «очарованное Там», то есть иной мир, в котором все прекрасно, совершенно и гармонично, земля всегда представлялась миром страданий, скорби и печали, где нет места со­вершенству. «Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты», — писал он в одном из своих стихотворений, рисующих Гения, лишь на миг по­сетившего землю и вновь умчавшегося в свой прекрасный, но недос­тупный для земного человека мир.

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и прекрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы.

Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится по­терять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в 3-й части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес

Не вовсе тебе тишину возвращает;

Обманчив твоей неподвижности вид:

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье.

Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь понят­но, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье. Но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественное своеобразие.

Стихотворение насыщено средствами поэтической выразительно­сти, помогающими сделать картину морской стихии не только зримой, но и слышимой, осязаемой и тем самым облегчить для читателя путь к постижению авторской мысли. Особую роль при этом играют эпите­ты. Если в 1-й части они призваны подчеркнуть чистоту моря и свет, пронизывающий всю картину («светлое небо», «ты чисто в присутствии чистом его», «облака золотые»), то во 2-й части создают грозный, тре­вожный тон («враждебная мгла», «темные тучи»).

Очень важны для вы­ражения художественной идеи стихотворения эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного: «лазурь», «свет», «светозар­ный». Особый ритм создают анафора на «ты» («ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь…»), синтаксический параллелизм, а ряд вопроси­тельных предложений передает напряженный эмоциональный строй стихотворения. Следует также отметить важную роль рефрена: «без­молвное море, лазурное море», — который не только задает ритм сти­хотворения, но и утверждает важную поэтическую мысль. И, как и вез­де, Жуковский мастерски использует мелодические возможности речи. «Море» написано четырехстопным амфибрахием, белым стихом, ко­торый помогает передать ритм набегающих волн.

Особенно эффектна картина бури, для воссоздания которой поэт использует прием алли­терации, то есть повторения одних и тех же согласных звуков в не­скольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же под­держиваемая ритмикой строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враж­дебную мглу». В целом можно сказать, что поэтическое мастерство Жу­ковского в этом стихотворении достигает небывалых высот, о чем уди­вительно точно сказал Пушкин: «…его стихов пленительная сладость».

Значение произведения.

Художественное новаторство Жуковского в стихотворении «Море» не осталось незамеченным в русской поэзии. Вслед за ним романтиче­скую картину морской стихии рисовали многие великие русские поэты, например Пушкин в стихотворении 1824 года «Море», Лермонтов в сво­ем знаменитом «Парусе», Тютчев в стихотворении «Как хорошо ты, о море ночное…». Но в каждом из них образ моря — не только романти­ческий символ, но и то, что помогает автору выразить свои мысли, чув­ства и настроения.

Точка зрения

«Жуковский — это литературный Коломб Руси, открывший ей Аме­рик) романтизма в поэзии. …Без Жуковского мы не имели бы Пушкина. …Это целый период нашей литературы, целый период нравственного развития общества. … Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможности развития» (В. Г. Белинский. «Сочинения Александра Пушкина»).

«…В системе Жуковского лирическая правда индивидуального пере­живания и есть высшая, даже единственная истина, а объективный, вне индивидуального переживания пребывающий мир — это лишь эфе­мерная видимость, и логика суждения о нем — ложь. Жуковский выво­дит мир, действительность из души, из личного переживания… (Г. А. Гу­ковский. «Пушкин и русские романтики»).


«Море»