Мережковский Д. С. биография
Дмитрий Мережковский (1866 — 1941)
Прозаик, поэт, драматург, религиозный философ, критик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился в Петербурге 2 (14) августа 1866 г.
Первое стихотворение в сборнике «Отклик» (1881). В 1884 — 1888 гг. студент историко-филологического факультета Петербургского университета. Первая книга «Стихотворения» в 1888 г. Этапный сборник стихов «Символы» (1892). Европейскую известность принесла прозаическая трилогия «Христос и Антихрист» («Смерть Богов.
Юлиан Отступник», 1896; «Воскресшие Боги. Леонардо
Автор литературно-критических исследований «Л. Толстой и Достоевский» (1901 — 1902), «Гоголь и черт» (1906) и др., сборников философской и религиозной эссеистики «Вечные спутники» (1897), «Грядущий Хам» (1906), «Не мир, но меч» (1908), «В тихом омуте» (1908), «Больная Россия» (1910), переводов Эсхила, Еврипида, Софокла, Гете, По.
В декабре 1919 г. с З. Н. Гиппиус, Д. В. Философовым и В. А. Злобиным под видом командировки для чтения лекций в красноармейских частях выбрался из Петрограда и пересек польско-большевистский фронт в окрестностях Жлобина. После
Вслед за трилогией из русской жизни (пьеса «Павел I», романы «Александр I» и «14 декабря», 1918) своеобразные художественно-философские произведения «Рождение Богов (Тутанкамон на Крите)» (1924), «Мессия» (1925), «Наполеон» (1929), «Тайна Запада: Атлантида — Европа» (1931), «Иисус Неизвестный» (1932 — 33), «Павел и Августин» (1937), «Франциск Ассизский» (1938), «Данте» (1939). Участвовал в рижской газете «Сегодня» и варшавской «За свободу!», был парижским соредактором варшавского литературно-политического еженедельника «Меч» (1934 — 1939).
Умер 9 декабря 1941 г. в Париже.
Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865-1941). Отец — крупный чиновник при императорском дворе. Стихи писал с 13 лет; в 1880 отец возил его к Достоевскому с ученическими опытами; тогда же он лично познакомился с С. Надсоном и вошел в литературные круги. С 16 лет начал печатать стихи в журналах.
Окончил филологический факультет Петербургского университета.
В 1888 женился на начинающей поэтессе З. Гиппиус, ставшей его духовным и идейным соратником, вдохновительницей многих творческих и религиозно-философских начинаний. Первая книга Д. Мережковского, принесшая ему некоторую известность, «Стихотворения. (1883-1887)» — вышла в 1888 и целиком умещалась в рамки традиционной народнической поэзии, эксплуатируя ритмы и темы С. Надсона (усталости и одиночества, разочарования, бесплодности высоких порывов).
Вскоре Д. Мережковскому удалось преодолеть инерцию унылой поэтики восьмидесятников (несмотря на это, и в зрелые годы он всегда говорил о Н. Михайловском и Г. Успенском как о своих учителях) и создать собственную эстетическую систему, продуктивную для литературного процесса конца XIX в.
Как поэт, Мережковский (1866 — 1941) мало повлиял на литературу, но название его сборника «Символы», изданного в 1892 году, оказалось значительным. Еще в отроческом возрасте Мережковский однажды читал свои стихи Ф. М. Достоевскому, который сурово посоветовал: «Страдать надо, молодой человек, — страдать, а потом стихи писать».
Современники Мережковского говорили о «странном» его облике — и духовном, и физическом, говорили о том, что он был немного «марсианин» среди остальных людей. Казалось, что земное существование его мучает, как будто он не любил все «земное». А когда он писал о непрочности жизни, ее бренности, то чувствовалось какое-то оживление и особая заинтересованность.
В 1892 вышел поэтический сборник Д. Мережковского «Символы. Песни и поэмы», давший название зарождавшемуся течению — символизму. Тогда же Мережковский прочел публичную лекцию (текст ее вышел вскоре отдельной брошюрой), где сделал попытку первого теоретического обоснования символизма — «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».
В истории русской литературы эти события стали точкой отсчета, «днем рождения» модернизма. С именем Д. Мережковского стало связываться новое течение, суть которого состояла в призыве к религиозному возрождению, переходе от общественного утилитаризма к «вечному и бессмертному». Вышедший в 1896 году сборник «Новые стихотворения.
1891-1895″ продолжал последовательно и методично развивать основные положения символистского миропонимания: все явления истории и культуры осознаются как трансформация единой мистической идеи.
После этого Мережковский выступает преимущественно как прозаик, автор историко-философских романов и пьес (трилогия «Христос и Антихрист»; трилогия из русской истории: пьеса «Павел I», романы «14 декабря», «Александр I»); исследований о Л. Толстом и Ф. Достоевском, Лермонтове, Гоголе и др.
В 1911 году издал итоговую поэтическую книгу избранного — «Собрание стихов. 1883-1910», куда отобрал те стихотворения, которым «придавал значение». Октябрьскую революцию супруги Мережковские приняли резко враждебно и с 1920 г. находились в эмиграции.
Дмитрий Мережковский был талантливым прозаиком. Его идея — изобразить историю человечества как битву между Богом и Дьяволом — была воплощена в произведениях разных жанров (публицистике, критических статьях, в исторических романах). Духовные искания писателя проявились в исторической трилогии «Царство зверя»: пьесе «Павел I» и романах «Александр I» и «14-е декабря».
Религиозные искания Мережковского проявлялись в его мечте о «Третьем Завете»; по его мнению, это время должно было непременно настать. В последние годы беллетристику он оставляет и пишет философские эссе о вполне конкретных исторических лицах: о Данте, Франциске Ассизском, Иисусе Неизвестном, Наполеоне.
Жизнь Мережковских за границей — это уже совсем другая тема. Единственно, о чем еще хочется вспомнить, — это тот факт, что он был выдвинут на Нобелевскую премию, но присуждена была она И. А. Бунину.
Умер Д. Мережковский в Париже в 1941 году.