«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь»

Давно признано, что в основе мировоззрения Достоевского лежат христианские идеи. Недаром вопросы веры, христианской любви, добра и милосердия так или иначе возникают во всех его произведениях. И главным при этом оказывается то, что только вера в Бога и безграничная любовь к людям, способная на самопожертвование во имя других, может поддержать человека, придать его жизни глубокий смысл и противостоять страшным «болезням» века, утратившего христианскую основу. «Покупается счастье страданием» — вот та сквозная идея, которая проходит

через все романы Достоевского.

Именно эта идея оказывается ведущей в романе «Преступление и наказание». В нем столкнулись два полюса, два мира: мир своеволия гордости человека, считающего себя свободным от всех нравственных норм и разрушающего исконную связь человека и Бога. Таким в романе является Раскольников, совершающий страшный грех — убийство, которое он «разрешил» себе «по совести».

Ему противостоит мир Сонечки Мармеладовой, которая во имя любви к людям всю себя приносит в жертву. «Спешите делать добро» — эти слова доктора Газа могли бы стать девизом ее жизни.

Но

не только эти два центральных персонажа несут в себе идеи этих двух «миров». И. Ф.Анненский в каждом из героев романа видел воплощение какой-либо из сторон этих основных идей. Идеи смирения, безропотного принятия страдания и любви несут также безответная Лизавета, Миколка, безвинно принявший на себя грех преступления Раскольникова, Дуня, которая готова пожертвовать собой ради брата, выйдя замуж за ненавистного ей Лужина.

Размышляя о ее поступке, Раскольников приходи к общему выводу: «Сонечка, вечная Сонечка, пока мир стоит». Но ему кажется, что это бессмысленное страдание, потому что мир ужасен и порочен в самой своей основе: он утратил Бога. А значит, в этом мире «все позволено».

Так считает не только Раскольников, но и такие герои, как бессовестный эгоист Лужин, нравственный калека Свидригайлов, совершивший не одно преступление и не испытывающий никаких мук совести. Он уже «по ту сторону добра и зла», а потому пути назад ему нет. Недаром Свидригайлов кончает жизнь самоубийством.

Быть может, такой конец уготован и Раскольникову?

Да, такие мысли появляются у него, когда, уже после совершения преступления, его буквально раздирают нравственные терзания. Он бесконечно одинок и потерян в этом мире, где, как ему кажется, нет больше божественной любви, милосердия и добра. Но Сонечкина действенная, поистине христианская любовь помогает ему вернуться к вере, а значит, возродиться. Как и тогда, когда Сонечка жертвует своей чистотой, идя на панель ради спасения семьи от голодной смерти, так и теперь она готова принести себя в жертву ради спасения заблудшей души Раскольникова.

В кульминационной сцене «убийца и блудница сходятся за чтением вечной книги», читая по Евангелию Лизаветы о воскрешении Лазаря. Пусть в этот момент Раскольников еще не готов к возрождению, но путь указан. О нем говорит и следователь Порфирий Петрович: «…страдание тоже дело хорошее.

Пострадайте».

Идя с повинной, а потом отправляясь на каторгу, Раскольников воплощает в жизнь идею «искупления вины страданием». Но нужна еще великая любовь, чтобы окончательно избавить героя от страшной «болезни» индивидуализма, которая привела к созданию его бесчеловечной теории и совершению преступления. Эту любовь дает ему Соня, которая последовала за ним на каторгу и неуемностью своего сострадания ко всем привлекла к себе сердца всех каторжан. И вот, наконец, проснувшись после кошмарного сна, в котором как будто вживую Раскольников увидел страшное лицо своей идеи разделения людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», он преклоняет колени перед Соней как символом самой божественной любви и самопожертвования.

Теперь «сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого». А значит, путь воскресения, возрождения души, путь к Богу для Раскольникова открыт. И в этом звучит призыв писателя-христианина ко всем нам: творить добро и жертвовать собой во имя любви к людям.


«Любовь к людям у Достоевского — это живая и деятельная христианская любовь»