Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?

Какие мысли и настроения владеют лириче­ским героем? С помощью каких приемов они пере­даются (эпитеты, метафора, антитеза и т. д.)? При­ведите конкретные примеры из текста.

Настроение грусти, тоска и стыд владе­ют лирическим героем, который остро пе­реживает свою несвободу. Усиливает его настроение противопоставление его поло­жения и вольной птицы (прием антите­зы). Противопоставлены в его сознании «грешная молитва» и «песни во славу любезной» «старинным битвам», кото­рые стали основными в его жизни. По­нятие плена, несвободы,

в том числе и духовной, отражено в метафорах камен­ный панцирь, каменный шлем.

Тако­го обмундирования у рыцарей не было. С одной стороны, их можно ассоцииро­вать со стенами тюрьмы (в этом отно­шении метафора развертывается), с дру­гой — воспринимать как отражение ду­ховного плена.

Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но? Испытывает ли герой чувство вины?

Больно и стыдно потому, что он сдался в плен. В этом он видит свою вину. «Душ­но под новой бронею мне стало». Что же значит эта новая броня для пленного: сте­ны темницы?

Двери темницы? И т. д.? Не исключено, что невозможность добивать­ся

свободы в роковых условиях полной изоляции, как физической, так и духов­ной.

Стыдно за свое бессилие. Литературо­вед Ю. М. Лотман видит в монологе лири­ческого героя оттенок горькой самоиронии, «которая преодолевается в последней строфе, где в соответствии с этическим ко­дексом рыцаря герой выражает стоиче­скую готовность принять смерть…».

В чем смысл заглавия стихотворения? Ю. М. Лот­ман считает, что в нем заложено определенное про­тиворечие: «само понятие «рыцарь» включает в себя в нашем сознании представление о смелости, воин­ственности, боевых подвигах, но отнюдь не поня­тий плена, заключения и тюрьмы». Согласны ли вы с таким толкованием заглавия?

Мотивируйте свое мнение.

С мнением Ю. М. Лотмана следует со­гласиться. Как мне представляется, герой назван рыцарем потому, что он обладает большими потенциальными возможнос­тями для действий в условиях свободы. Трагедия его состоит в том, что он абсо­лютно лишен такой возможности.

И если в других стихах Лермонтова на тему уз­ничества герой жаждет освобождения, т. е. достижения воли, то в «Пленном ры­царе» свободы достичь поможет только смерть.

Какие реалии жизни Лермонтова и окружаю­щей его действительности отражены в этом стихо­творении?

Написание стихотворения относят к 1840 году, времени, когда Лермонтов си­дел под арестом за дуэль с де Барантом.

Время реакции после декабристского вос­стания, ограничение свободы в общест­ве — это реалии действительности, ко­торые могли отразиться в стихотворе­нии. Пессимистические настроения из-за отсутствия духовной свободы и бездей­ствия молодого поколения в этих усло­виях нашли отражение в таких стихо­творениях Лермонтова, как «Монолог», «Дума».

Во многих стихотворениях Пушкина и Лер­монтова узник мечтает об освобождении из неволи. Здесь же герой видит свое освобождение в смерти. Почему, по-вашему, он с нетерпением ждет ее?

Ответ на этот вопрос уже достаточно полно дан (см. вопросы 1-4).

Какие темы развиваются во второй строфе? Что подчеркивают слова «старинный», «помнить»? Какую окраску чувствам героя они придают?

Тема битвы, воинского подвига, тема любви. Однако они здесь противопостав­лены друг другу. Рыцарю всегда полага­лось иметь даму сердца и посвящать ей се­ренады. Однако плен заслоняет эту сторо­ну жизни рыцаря, и он помнит только былые битвы и рыцарское оружие.

Боль и стыд за его сегодняшнее положение за­ставляют его помнить старинные битвы как главную ценность его свободной жиз­ни. Он не мечтатель, а воин. Трагизм его положения в том, что война и свобода ока­зываются в прошлом.

В этом смысл слов «старинные» и «помнить» — все, что ос­тается пленному рыцарю.

Третья и четвертая строфы, по утверждению Ю. М. Лотмана, представляют собой развернутую метафору. Проанализируйте ее и раскройте смысл.

Смысл метафоры в том, что детали тем­ницы, изображенной Лермонтовым, пре­вращаются в части рыцарского воору­жения. Метафора эта помогает воспри­нять столкновение трех образных миров (в этом следует согласиться с Ю. М. Лотманом): тюрьма — небо — бой. Каждый из них имеет свою характеристику. Про­тивопоставление тюрьмы и боя — антите­за камня и железа.

Железо вызывает ассо­циации с борьбой за свободу, камень — с тюрьмой.


Лермонтов, Пленный рыцарь. Почему Пленному рыцарю и больно, и стыд­но?