Как я понимаю смысл стихотворения Н. А. Некрасова “Рыцарь на час”

Мне кажется, основной смысл данного стихотворения заключен в самом названии. Некрасов обвинял себя и своих современников в недостаточной преданности делу борьбы за свободу угнетенного народа. Он считал, что его современники сказали много слов о бедствиях народа и необходимости его освобождения, но за этими словами мало дела.

Поэтому стихотворение как бы заключено в композиционное кольцо из названия и финальных строк текста: “Суждены нам благие порывы, // Но свершить ничего не дано”.
Стихотворение написано трехсложным размером

– анапестом, что придает ему особую напевность, плавность. В нем можно выделить три смысловые части. В первой рисуется картина осенней природы, сельский пейзаж, отдыхающий после уборки урожая. Поэта радуют сильные крылья вспорхнувшего со стога ястребенка, ставшего образом-символом, прозрачная чистая даль.

Некрасов предстает перед читателем талантливым лириком, умеющим живописать дорогой ему мир русской деревни. В природе он ощущает себя сильным и свободным:
Мысли свежи, выносливы ноги.
Отдаешься невольно во власть
Окружающей

бодрой природы;
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь;
Жаждой дела душа закипает…
Природа и земля вызывают отрадное чувство, а речь поэта изобилует крестьянской лексикой: “деготьком потянуло с дороги”, “родина-мать”, “скирды”, “стога”, “кормилица наша”. Яркие эпитеты, олицетворения помогают поэту создать неповторимую картину ночи. В изображении природы в этом стихотворении Некрасов близок к поэтам-романтикам: лунный свет располагает к мечтам, перед лирическим героем возникают странные тени, причудливые видения.
Вместе с тем, в описании природы Некрасов близок лучшим русским поэтам-философам: Тютчеву, Фету. Он создает прекрасные звукописные образы: “даЛь гЛубоко прозрачна”, “месяц поЛный пЛывет”, “в небе цвета гоЛубой, беЛоватый, ЛиЛовый”, “земЛя прихотЛиво одета в воЛны беЛого Лунного света”.
Эта аллитерация звука “л” создает особый образ ласковой природы. Именно поэтому вторая часть стихотворения выступает своеобразной антитезой первой, так как настроение поэта приходит в противоречие с картиной умиротворенной природы. Ему не спится, “над душой воцаряется мгла, ум, бездействуя, вяло тоскует”.

Поэт думает “невольную”, “жестокую” думу, от которой может спасти только свидание с матерью. Поэтому центральный образ второй части стихотворения – это образ матери, чью могилу мысленно посещает благодарный сын. Так образ матери начинает сливаться с природой, становясь частью вселенной (“чистейшей любви божество”).

Мать так же, как и природа, оберегает своих детей. Лирический герой просит защитить его:
Я гибну – и ради спасения
Я твою призываю любовь!
Так образ матери расширяется символом опеки и мудрости, почти богом, который может указать человеку его верный путь:
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови,
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
Третья часть стихотворения отделяется от второй не только графически – многоточием и подзаголовком “Утром, в постели”. Между второй и третьей частями – временной промежуток, позволивший лирическому субъекту осмыслить свои ночные размышления, что ассоциируется с философскими строками пушкинских “Стихов, сочиненных ночью во время бессонницы”. В третьей части преобладает сожаление и уныние. Лирический герой понимает, что ночью он пребывал в волшебной власти “возвышающей душу природы”.

А утром, наяву, он пугается своего бессилия, унылого дня.
Финальный аккорд стихотворения звучит голосом вопиющей совести, голосом, который поэт глушил в себе во время своей ночной прогулки. Теперь этот голос, подобно “черному человеку”, насмешливо затягивает свою “злую песню”. Он упрекает “ничтожное племя” в бездействии. Горькой иронией, упреком и сожалением звучат последние строки:
Суждены нам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как я понимаю смысл стихотворения Н. А. Некрасова “Рыцарь на час”