Краткое содержание: На заставе богатырской

На заставе богатырской

В Цицарской степи, под Киевом, стояла бога­тырская застава. Илья Муромец был там атама­ном, Добрыня Никитич — под атаманом, Алеша Попович — есаулом. С ними были и храбрые дружинники: боярский сын Гришка, Василий Долгополый и др.

Минуя их, к Киеву пройти никто не мог. Даже зверю и птице прохода не было. Однажды мимо пробегал горностайка, но только шубу свою оставил на заставе.

А пролетевший сокол поте­рял здесь перышко.

В недобрый час не оказалось богатырей на за­ставе. Алеша Попович был в Киеве, Добрыня

Никитич — на охоте. В белом шатре уснул и Илья Муромец. Возвращаясь с охоты, Добры­ня заметил в поле недалеко от заставы в сторону Киева след от конского копыта.

Добрыня Ники­тич начал рассматривать след размером в «пол­печи». И он приходит к выводу, что его оставил конь богатырский. Однако это скорее всего не русский, а могучий богатырь из казарской зем­ли оставил после себя такой след.

Добрыня поспешил на заставу собрать своих товарищей. Их он укорил в том, что они могли просмотреть чужеземца на своей заставе. Но те­перь лишь осталось последовать за незнаком­цем, так как неизвестно, что он успел

за это вре­мя натворить на Руси.

Решили они сначала послать Ваську Долгопо­лого. Но Илья Муромец не советует его посы­лать: «У Васьки полы долгие, по земле ходит Васька — заплетается, в бою заплетется и погиб­нет зря».

Затем черед пал на Гришку Боярского. Но и его не хочет посылать атаман: «Неладно, ребятушки, надумали. Гришка рода боярского, боярского рода хвастливого.

Начнет в бою хвас­таться и погибнет понапрасну».

Выбор, павший на Алешу Поповича, тоже не понравился Илье Муромцу. По его словам, Але­ша рода поповского. Поэтому он может позави­довать злату и серебру чуженина и погибнуть.

Атаман предлагает за ним отправиться в погоню Добрыне Никитичу. Под атаман должен был до­гнать чуженина, срубить ему голову и привести ее на заставу.

Добрыня Никитич взял палицу (тяжелая ду­бина, усиленная железными шипами), острую саблю и шелковую плеть. На Сорочинской горе он в серебряную трубочку увидел, что что-то чер­нелось в поле. Он окликнул чуженина. Тот по­вернул к богатырю и поскакал навстречу. «От его скоку земля заколебалась, из рек, озер вода выплеснулась, конь Добрыни на колени упал».

Добрыня Никитич испугался и вернулся на мо­лодецкую заставу. Увидев, что богатырь ни жив, ни мертв старый, Илья Муромец решает сам по­ехать за чуженином.

На Сорочинской горе на Бурушке в молодец­кий кулак Илья увидел, что тот богатырь на по­ле тешится. Чуженин кидал в небо палицу весом в девяносто пудов (один пуд равен 16,38 кг) и ло­вил ее одной рукой. Играет с ней, словно с перыш­ком.

Илью Муромца это заставило призадумать­ся. Он попросил свою Бурушку-косматушку послужить ему верой-правдой.

Атаман окликнул нахвальщика. Тот повер­нул коня и поскакал богатырю навстречу. «Зем­ля под ним содрогнулась, реки, озера выплесну­лись». Илья Муромец не испугался и не повернул назад. «Съехались богатыри». У палиц рукоятки обломались, но они не поранили друг друга.

Переломились у них и сабли булатные, а и потом и острые копья. Решили они биться в рукопашную. Целые сутки они боролись, но никто из схватки не вышел победителем.

Илья Муромец замахнулся правой рукой и по­скользнулся левой ногой. Так упал богатырь на землю. Нахвалыцик выхватил острый нож, сел на грудь Илье.

Чуженин усмехался, что старый пошел с ним биться, так как других богатырей на Руси не оказалось. Советовал ему выстроить сосновую избушку и жить там на собранную им милосты­ню. Илья же Муромец в это время набирался сил от земли русской. Когда же их прибыло вдвое больше, он вскочил и подбросил вверх нахвальщика.

Тот полетел очень высоко в небо, а когда упал, то приземлился в землю по пояс. И сказал ему потом Илья: «Ну и славный ты богатырь! От­пущу я тебя на все четыре стороны, только ты с Руси прочь уезжай, да другой раз заставу не минуй, бей челом атаману, плати пошлины.

Не броди по Руси нахвальщиком».

Не стал рубить голову Илья Муромец чуженину, а вернулся на заставу. Там он удивлялся си­ле богатыря-чуженина: «…тридцать лет я езжу по полю, с богатырями бьюсь, силу пробую, а та­кого богатыря не видывал!»

В былине «На заставе богатырской» перед на­ми предстают три богатыря: Илья Муромец, До­брыня Никитич, Алеша Попович. Каждый из них способен встать на защиту земли русской. Никто из них не сомневается, что сможет побе­дить чуженина.

Но в устах старого атамана Ильи Муромца мы слышим не очень лестную характе­ристику одному из богатырей. Алеша имеет про­звище Попович, по роду своему. А попы всегда славились жадностью.

Поэтому Илья считает, что эти качества сохранились в Алеше. Больше надежды возлагается на Добрыню. Он более опытный и больше повидал на своем веку.

В былинах очень часто Алеша Попович высту­пает молодым человеком. Добрыня Никитича че­ловеком средних лет. А Илья Муромец старый не столько по виду, сколько по боевому опыту. В бы­лине присутствует еще один типичный для былин образ — нахвальщика.

Похвальба доброго молод­ца — поэтическая форма его «нравственной не­благовидности». Его похвальба показывает то, что он не готов и не способен выдержать испыта­ния, которые встречаются ему на пути.

В былинном тексте часто бывает, что бога­тырь сначала не может одолеть неприятеля. Но в конечном итоге он все равно одерживает по­беду. В этом ему помогает земля русская.

Бы­линному богатырю она всегда дает новые силы для подвигов и героических поступков.

Композитор А. П. Бородин (1833-1887) был одним из создателей русской классической сим­фонии. Своим произведением «2-я, «Богатыр­ская»» (1876) он открыл героико-эпическое на­правление в русском симфонизме. Богатырская тематика засверкала у него новыми гранями.

В 1896 году композитор Н. А. Римский-Кор­саков (1844-1908) создает оперу «Садко» (по одноименной былине). Это симфоническая му­зыкальная картина наполнена, как и многие его произведения, особой мелодией, которая рожда­ется при создании произведений, связанных с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта.

Русский живописец В. М. Васнецов (1848- 1926) обратился в своем творчестве и к созданию картин по былинным произведениям. Самое зна­менитое его полотно «Три богатыря» (1881- 1898) представляет собой монументально-эпиче­ское понимание былинного текста. Три верных богатыря стоят на рубежах родной земли, чтобы защитить ее от неприятеля.

Российский график и театральный художник И. Я. Билибин (1876-1942) с 1899 года иллюст­рировал сказки и былины. По мотивам былин он создал такие картины, как «Илья Муромец осво­бождает Забаву Путятишну» и «Илья Муромец и Соловей-разбойник». При этом он создает свой стиль, основанный на мотивах народных вышинок, лубка, резьбы по дереву.

Его картины пора­жают своей пышностью и оригинальными укра­шениями.


Краткое содержание: На заставе богатырской