Образ богатыря в русском народном эпосе

Образ богатыря в русском народном эпосе

1.Богатырские сила и возможности.

2.”Народный нравственный кодекс” и жестокость.

3.Негласное право богатыря.

“Былины – жанр монументальной народной поэмы, сюжеты их отличаются масштабностью, величавостью изложения, тщательностью поэтической разработки” – так пишет об этом жанре В. Путилов. Такая же величавость изложения и масштабность наблюдается и в образах главных героев былин. В центре произведения, как правило, образ богатыря. Только ему под силу спасти княжество от

врагов, только он сможет выполнить, кажется, невыполнимые поручения.

Образ сильного и справедливого человека сопровождает практически все былины. Так какими же особенностями обладают эти герои? “Богатырство воплощает понятие народа о его собственных героических силах и возможностях”, – замечает В. Путилов.

Ведь только Илья Муромец мог один справиться с черной силушкой. “Усмотрел под городом Черниговом – /Нагнано там силушки черным черно как черна ворона… /Притоптал он силу-рать великую” (“Илья Муромец и Соловей-разбойник”). Удаль молодецкая и необыкновенные возможности видны

и в образе Добрыни: “Ударил он змею было по хоботам, /Отшиб змеи двенадцать тех же хоботов. /Сбился на змею да он с коленками, /Выхватил ножище да кинжалище, /Хочет он змею было пороспластать” (“Добрыня и Змей”). Все стремления богатырей, как правило, сведены к одному: как помочь земле-матушке, государю-батюшке в той или иной беде.

Они часто без приглашения вступают в бой и побеждают. При этом они выбирают не самый легкий путь для своего путешествия. Так, черниговские жители предупреждают Илью Муромца, чтобы тот не ездил прямой дорогой: “Прямоезжая дорожка заколодела, /Заколодела дорожка, замуравела, /Замуравела дорожка ровно тридцать лет”. Но старый казак Илья Муромец выбирает именно прямоезжую дорогу.

Так же поступает и Добрыня, который не слушает наказ матери: “Ты не езди-тко на гору Сорочинскую, /Не топчи-тко там ты малых змеенышей, /Не выручай же полону там русского, /Не куплись-ко ты во матушке Пучай-реке…” “Богатыри служат общенародному делу, защищая государства, отстаивают справедливость, помогают слабым”, – пишет В. Путилов. Заметим, что, не принимая во внимание советы народа, богатыри в то же время служат и отстаивают именно их интересы.

Илья Муромец открывает прямую дорогу на Киев. А Добрыня добивается обещания от Змея: “Мне-ка не летать да на Святую Русь, /А не брать же больше полону да русского, /.Не носить же мне народу христианского”. В образе богатыря сказители собирали все положительные качества. Здесь соседствуют такие на первый взгляд полярные понятия, как сила и доброта, ратные подвиги и нравственное начало.

Илья Муромец не обижается на слова князя Владимира и не хвалится своею силою, а говорит со-вершенно спокойно: “А теперь Соловей-разбойничек на твоем дворе, /На твоем дворе да на моем коне, /У правого стремечка приковано”. Русским богатырям просто несвойственно ставить свою силу на первое место. Главным в данном случае выступает добро, которое они излучают. Совмещение подобных качеств ставит богатырей подчас ближе именно к народу.

Так, старый казак Илья Муромец – крестьянский сын.

В былине же о Добрыне прямо указывается на его происхождение: “Я есть роду христианского…” (в данном случае крестьянского). Может, поэтому богатыри очень близки именно народу, который почитает своих защитников. Именно они воплощают в действительность народные принципы. В их поведении виден “народный нравственный кодекс”.

Но в былинах встречаются не только добрые и благородные поступки богатырей. Иногда проявляется и не свойственная им жестокость. Так, например, происходит в былине “Иван Годинович”, где жена хочет погубить своего мужа.

В итоге, преодолев все неприятности, Иван Годинович просто бесчеловечно мстит Настасьюшке. “Сбивае Настасью о сыру землю, /Отсек у нее губы ведь как сносом прочь…”. Также в былинах проявляется и строптивость богатыря, не желание подчиняться общепринятым нормам и взглядам.

Например, Василий Буслаев живет по своим законам, принося тем самым не пользу, а вред окружающим: “Допьяна уже стал напиватися /А и ходя в городе, уродует… /Пошла та жалоба великая…” (“Василий Буслаев и новгородцы”). Но подобные проявления жестокости и строптивости исследователи объясняют тем, что мы “имеем дело с бытом и нравами далекой древности, с “языческими” нормами отношениями”. Несмотря на такие поступки и характеристики, образ богатыря все равно остается идеалом и эталоном поведения. Ведь Настасьюшка хотела погубить Ивана Год


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ богатыря в русском народном эпосе