Каждый сам себе судьба (по ранним романтическим произведениям Горького)

Ранние произведения Горького отличаются романтическим настроем. Его герои в это время порывисты, отважны, они сами выбирают свою судьбу, делают ее своими собственными руками.
В рассказе «Макар Чудра» мы видим жизнь цыган. Для Горького это вольные люди, не имеющие пристанища, скитающиеся по миру. Перед нами раскрывается история любви двух людей — Лойко и Радды. Любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого.

Радда говорит Лойко:

«Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь».
Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.
Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений
и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.
Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат!

Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу.

А жизнь для них — тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями. Таким образом, эти герои сами выбрали свою судьбу.
«Песня о Соколе» — это мудрая притча о смысле жизни. Главные герои произведения представляют собой два противоположных образа жизни, два мировоззрения. Это образы — символы. Сокол овеян ореолом вдохновения, полета, красоты, мечты.

Образ Ужа создан по контрасту. Ему не ведомо чувство радости от бескрайнего неба.
Уж словно живет в маленьком, замкнутом мирке. Его пугает грозный шум моря, высокие горы, стремительные движения потока. Его бесцельное существование озарило появление Сокола. Он смутил душу спокойного Ужа своими страстными словами.

Порывы гордой птицы никогда не были ведомы трусливому Ужу. Он всегда заботился о своих насущных потребностях и никогда не заглядывал в будущее. Оно лежит за гранью его сознания и устремления.

Видя, что птица обречена, он сладко «шипит ей в очи».
В коротком диалоге с Соколом раскрывается вся сущность Ужа. В то время как Сокол готов отдать жизнь за свои идеалы, не может мириться с несправедливостью, Уж в своем душном ущелье занят только собой, своими потребностями. Его не волнуют судьбы мира, он не способен на жертвы во имя других.

Именно Уж подталкивает Сокола к решению броситься с горного обрыва.
Соколу жаль Ужа, он не видел неба, ни разу не побывал в сраженьях. Но Ужу и не нужна такая жизнь. Его вполне устраивает его ущелье, темнота, тишина.

После смерти Сокола ему стало интересно, что же гордая птица нашла в полетах. Он бросился с ущелья, но не разбился, а усмехнулся. Ему показалось, что он понял прелесть полетов. Уж пришел к выводу, что вся суть полета — в падении.

Он ничего не нашел в небе. Оно ему показалось пустым и бессмысленным, всего лишь иллюзией. Каждый из героев сам выбрал свою судьбу, свою жизнь.

А гордый Сокол смог еще и выбрать свою смерть.
Еще одно романтическое произведение Горького — это «Старуха Изергиль». Здесь, безусловно, хотелось бы выделить двух героев — Ларру и Данко. Это личности исключительные. Ларра — сын прекрасный женщины и гордого орла.

Он сразу противопоставляет себя всем. Его гордыня всячески подчеркивается повествователем и в портрете: «Все…видели, что он ничем не лучше их, только глаза его были холодны и горды, как у царя птиц», и в отношении к старейшинам: «А когда пришли старейшины племени, он говорил с ними, как с равными себе». Племя жило по общим законам: «…За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью». Ларра же отвечал, что он «хочет сохранить себя целым», то есть брать от жизни все, ничего не давая взамен.

Человек, который замкнулся только на своих эгоистических потребностях, вскоре становится чуждым и ненужным для других. В наказание Ларра обречен на бессмертие. Финал его судьбы — бестелесная тень, обреченная на скитания.
Данко — исключительный человек. Несмотря на молодость, он повел людей через лес и даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Глядя на тех, ради кого он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, «но от жалости к людям оно погасло».

Сердце героя вспыхнуло от желания спасти людей и вывести их на «легкий путь». Он был готов пожертвовать всем, чтобы помочь людям и ничего не требовал взамен. Он закончил свою жизнь как герой, осветив своим сердцем спасительный путь для людей.
Таким образом, ранние произведения Горького говорят о том, что каждый сам себе судьба. Человек всегда вправе выбрать, как проживет он свою жизнь: свободным, вольным или трусливым, бесславным.


Каждый сам себе судьба (по ранним романтическим произведениям Горького)