Флобер Саламбо Краткое содержание и анализ (Литература XIX века)

Напомню читателю: Гамилькар – отец великого полководца древности Ганнибала, герой 1-й Пунической войны с Римской республикой, подавивший восстание рабов и расширивший владения Карфагена. Эту эпоху (III в. до н. э.) решил воссоздать Флобер. Он совершил путешествие в Тунис, где когда-то располагался Карфаген.

Прочитал огромное количество книг, посвященных той эпохе, и прежде всего, конечно, древних: Полибия – “Всеобщую историю”, Корнелия Непота – “Жизнь Гамилькара”, Страбона, Тита Ливия и др.

Со всей тщательностью и научной

достоверностью он воссоздал экзотику древности.

Пошел, пожалуй, дальше Вальтера Скотта. И тем не менее трудно назвать роман “Саламбо” историческим романом.

Это скорее романтическая поэма. Флобер наконец-то ступил на свою стезю. Он – романтик по складу своего ума, склонностей.

Его отличает и всегда отличала, говоря словами Пушкина, “мечтам невольная преданность”. Сильные, страстные люди, дикие нравы, чувства, выходящие за пределы возможного, – все отличало картину древности от мягкотелой, унылой, пошлой обывательской современности.

/adman_adcode (middle) -->

Первые страницы: наемники пируют во дворце Гамилькара. Он богат, сказочно богат, и пир поражает роскошью яств. Впрочем, пир давал не сам Гамилькар, а власти Республики. Флобер с наслаждением живописует этот пир, его участников (все так не похоже на современность!).

Чтобы обо всем этом рассказать, писатель перерыл сотни источников, дотошно выискивая в них указания на исторические реалии. Главное событие, на котором построен весь сюжет романа, – это восстание наемных войск в Карфагене (с ними не расплатились городские власти).

Главные действующие лица: Гамилькар, его дочь Саламбо. (Десятилетний сын, будущий полководец Ганнибал едва намечен автором.) Два воина: один – молодой нумидийский вождь Нар Гавас, другой – молодой ливиец Мато – соперники в борьбе за Саламбо. греческий раб Спендий, добровольный слуга Мато, жрец Шагабарим, священные крокодилы, черный змей, дух-покровитель дома Гамилькара, и таинственная, непостижимая богиня Танит, богиня луны.

На террасе своего дворца ночью Саламбо совершает ритуал молебствия при холодном свете луны. Мир древнего человека был окружен таинствами, он таил в себе что-то непостижимое, страшное, пугающее и прекрасное, далекое от мелких забот быта. Флобер внутренне благоговел перед этим миром сказки и бури человеческих страстей и ослепительной мечты человеческой.

Воин Мато зовет Саламбо уйти с ним. Этот воин бесстрашный, жестокий в бою, непреклонный в своих желаниях, охваченный огнем любви. Мато похищает священный заимф, покрывало богини Танит, которой поклоняются все карфагеняне.

Касаться этого покрывала запрещено, и, когда Мато уходит из города, открыто, завернутый в этот заимф, возмущенная толпа, с криками и воплями провожая его, не может подступиться к нему, ибо на нем священное покрывало.

Восставшие наемники, окружавшие город, завладев через дерзкую вылазку Мато заимфом, рассчитывают на успех. Тогда жрец Шагабарим посылает красавицу Саламбо в лагерь восставших, чтобы выкрасть его. И дочь Гамилькара выполняет его волю.

В палатке Мато она отдастся ему: страсть, охватившая ее, была неподвластна ее воле. Далее Флобер рисует страшные сцены войны. Иногда дикая жестокость, бесстыдство нравов показаны с натуралистическими подробностями, на которые бы не решились младшие его братья по перу – Бальзак и Стендаль.

Реализм раздвигал свои позиции. Стендаль только провозглашал, что познание сущности человека нужно начинать с его физиологии, но не осмелился применить его в творчестве. Флобер приступил к выполнению программы своих предшественников. Золя довел ее до абсурда, возведя единичные случаи патологии в ранг всеобщности, и. в сущности, исказил облик человека.

Реализм перешел в натурализм.

Источник: Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Флобер Саламбо Краткое содержание и анализ (Литература XIX века)