“Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно” (по ранним романтическим произведениям М. Горького)

Романтизм как новый стиль русской литературы появился в начале XIX века. Его чертами стали патетика, напряженная взволнованность речи героев, яркость образов и предельная гиперболизация качеств героев, необычность событий.
Романтики восприняли от своего времени идею свободы личности, выдвинутую революцией, одновременно осознавая беззащитность человека в обществе, где побеждают денежные интересы.
Именно поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятение и растерянность перед окружающим миром, трагизм личности. Художник-романтик

не ставит перед собой задачи точно воспроизвести реальную действительность, скорее, он пытается высказать свое отношение к ней. Создать свой, вымышленный образ мира, чтобы через этот вымысел, этот контраст донести до читателя свой идеал, свое неприятие отрицаемого им мира.

Герои романтизма беспокойны, страстны и неукротимы.
Практически все герои ранних произведений Горького являются воплощением смелости, решительности, самоотверженности, веры в возвышенный идеал.
В “Старухе Изергиль” Горький развивает тему смысла жизни. Рассказ состоит из трех частей, каждая из которых может служить

основой отдельного произведения. Автор строит рассказ по принципу контраста.

Он противопоставляет двух гepoев – Лappy и Данко. Люди обрекают Лappy, эгоистичного и высокомерного, на вечное одиночество. Величайшее благо жизнь – становится вечной мукой.

Смысл этой легенды в том, что человек не может жить для самого себя, вдали от общества, – он погибает морально, умирает от страданий. Это автор подчеркивает следующим предложением: “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. И так как глаза – зеркало души, то это определяет все душевное состояние героя.
Противоположность Ларры – образ Данко, смелого, гордого, красивого и сильного. Все, чем он обладает, Данко отдает людям. Его жизнь становится подвигом, потому что он следует высокой цели – спасти людей; он горд, но горд не за себя, а за человека в целом.

Он жертвует собой. Ho Горький показывает, что и эта жизнь максималистична.
В центре произведения Горький расположил рассказ о самой Изергиль. Сначала можно подумать, что образ старухи соединяет в себе черты и Ларры, и Данко, что ее личность является равновесием между двумя крайностями. Ho при лучшем рассмотрении Изергиль становится ближе скорее к Лappe, а не к Данко.

Она жила только для себя, и, хотя она и говорит, что человек свободен, сама хочет свободы лишь для себя.
Вот почему, описывая ее портрет, автор акцентирует свое внимание на ее испепеленности, опустошенности: “…сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами па нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. Нa месте щек были черные ямы… кожа па лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвется вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми черными глазами”. Также М. Горький подчеркивает скрипучесть ее голоса, который “звучал так, как будто это роптали все забытые века, воплотившись в ее груди тенями воспоминаний”.

Все это говорит о том, что судьба наказала Изергиль за неправильно прожитую жизнь.
В рассказе “Макар Чудра” повествование идет от имени юноши. Здесь автор показывает нам два типа отношения к жизни. Сам Чудра считает, что смысл жизни – в славной доле бродяги, а рассказчик убежден, что смысл жизни в том, чтобы “учиться и учить”.
Макар Чудра рассказывает удивительную легенду о Радде и Лойко. Оба – красивые и сильные личности, оба властные и гордые. Они любят друг друга, но не могут быть вместе. Герои рассказа не хотят идти на компромисс, они не желают подчиняться никому, даже любимому человеку.

И в выборе между подчинением и смертью Лойко отдает предпочтение последней. Герои погибают, а легенда продолжает жить в устах людей.
Действительно, “в жизни… всегда есть место подвигам”, и каждый решает для себя сам, совершать их или нет. Однако жить – значит, чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, а всякая другая жизнь – смерть. Горьковские герои-максималисты открывают нам свою истину: жить – значит, жечь себя огнем борьбы, искания и тревоги.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

“Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно” (по ранним романтическим произведениям М. Горького)