Картинг

Ка́ртинг – вид спорта и развлечения, гонки на картах – простейших гоночных автомобилях без кузова. Скорость карта (класс Суперкарт) может достигать 260 км/ч. В 30-е годы в США среди мальчишек было популярно катание с горок на безмоторных тележках тся, что картинг придумали военные летчики в США после Второй мировой войны.

Они устраивали гонки по летному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс (en:Art Ingels), бывший пилот, механик отделения фирмы “Кертис крафт

компани” в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе 1956 г. на автогонках в Помоне представил публике несложный карт.

Машину назвали тележкой (англ. cart).В 1957 г. Билл Роулс, Даффи Ливингстон и Рой Десброу (англ. Bill Rowles, Duffy Livingstone, Roy Desbrow) создают компанию Go-Kart Company, производящую карты. Дела компании шли настолько успешно, что удалось купить участок в 5 акров, на котором был построен первый картодром. Одновременно Инглс основывает компанию Ingels-Borelli.

В 1958 г. английский бизнесмен Микки Флин заказывает у Go-Kart пять картов. Уже в 1960 году в Великобритании насчитывается свыше 100 фирм, занимающихся

производством картов и комплектующих. С февраля 1960 г. в Великобритании начинает издаваться журнал “Karting”.В мае 1960 г. Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта.

В 1962 г. была создана Международная комиссия по картингу при Международной федерации автоспорта (CIK FIA). В 1964 г. в Риме проводился первый чемпионат мира по картингу с двигателями объемом 100 см³ (картинг стал вторым видом автоспорта, по которому проводится чемпионат мира, после “Формулы-1”).Карты тех лет отличались очень простой конструкцией, малой мощностью двигателей и полным отсутствием каких бы то ни было мер безопасности. Цена такого карта варьировалась от 100 до 200 долларов США.

Именно благодаря простоте и дешевизне картинг в первые годы его существования приобрел бешеную популярность. Но к 1962 году бум на картинг закончился. Количество фирм-производителей упало. Карты стали мощнее и совершеннее, но и дороже.

На смену простейшим рамам из водопроводных труб пришли конструкции с тщательно просчитанной упругостью. Повышение скоростей потребовало повышения безопасности. Как и в любом другом техническом виде спорта, в картинге остались профессионалы. В 2007 году CIK предприняла попытку возвратить картингу дух 60-х годов, сведя любителей и профессионалов.

Была опубликована спецификация на единый картинговый двигатель серии KF, который (с разными электронными блоками, карбюраторами и т. д.) применяется во всех классах картов без коробки передач. Об успехе или неудаче этого начинания можно будет говорить лишь через несколько лет. Карт, ввиду его небольшой массы, часто применялся для побития рекордов скорости на машинах с малым объемом двигателя, а также для экспериментов с необычными силовыми установками. Известно несколько попыток установить на карт реактивный двигатель, наибольшая зафиксированная скорость – 407 км/ч.

Немецкий физик и энергетик Лайнг построил карт с паровым двигателем для демонстрации того, насколько компактной и надежной может быть такая силовая установка. В 1981 г. в СССР были проведены показательные соревнования среди электрических картов. С 2007 года CIK намеревается проводить гонки на электрических картах на регулярной основеКартинг в СССР начинается в 1960 г., когда выпускник Харьковского автодорожного института Лев Кононов в Курске построил первый советский карт. Другим советским очагом картинга оказался харьковский Дворец пионеров, в котором открылась секция картинга.

В том же 1960 году Федерация автомобильного спорта СССР утвердила “Правила проведения соревнований, классификацию и технические требования к микроавтомобилям типа “Карт””.Благодаря простоте – карт можно собрать даже в гараже, из доступных деталей – картинг стал самым массовым видом автоспорта. Первые карты делали самостоятельно. Главной проблемой было найти подходящие колеса. В ход шли колеса от мотороллеров, вертолетов и подобные.

На учебные карты ставили даже усиленные велосипедные. Шлемов детских размеров не было, их делали самостоятельно из стеклопластика (стеклоткань+эпоксидная смола).В 1964 г. Таллинский авторемонтный завод налаживает выпуск первого советского серийного карта. Советские картингисты впервые вышли на международную арену в 1965 г., приняв участие в гонках на “Хрустальный кубок”, которые проводились среди социалистических стран.
Победили в чемпионате гонщики из ГДР. Бум картинга в СССР пришелся на 70-е годы. Специализированных картодромов было мало.

Типичная картинговая секция располагала асфальтированной площадкой в несколько аров, на которой размечали тренировочные маршруты. Соревнования проводились в основном на велотреках, беговых дорожках стадионов, аэродромах. Впоследствии от гонок на велотреках отказались ввиду их небезопасности. Производством картов занимались Одесский завод ДОСААФ, КамАЗ, Ленинградское производственное объединение “Патриот” ДОСААФ, Абовянский завод ДОСААФ.

Правда, конструкция картов была далека от совершенства, и приходилось дорабатывать их самостоятельно. В технических журналах (“Юный техник” и др.) публиковались чертежи самодельных картов. К моменту распада СССР в 5 тысячах секций при школах, дворцах пионеров и станциях юных техников занимались 130 тысяч человек. Ежегодно проводились соревнования союзных республик и СССР.

С распадом СССР картинг пришел в упадок по причине отсутствия финансирования. В настоящее время в крупных городах России существуют площадки прокатного картинга. Спортивный картинг Гонки на картах на автодроме Дэйтоны, СШАСпортивный картинг является для одних первой ступенью в автоспорт, для других – дорогим, но увлекательным хобби.

Большинство гонщиков Формулы-1 начинали свою карьеру с картинга; среди них Михаэль Шумахер, Мика Хаккинен, Фернандо Алонсо и Себастьян Феттель. Спортивные классы делятся на международные формулы, международные классы, национальные классы и любительские классы. Международные формулы и классы (группы 1 и 2) Чемпионат Европы по картингу 2008 года СуперкартВ 2007 году чемпионат мира по картингу проводится в новой системе классов – KF1…KF4, KZ1, KZ2.Все классы серии KF будут иметь один и тот же двухтактный двигатель водяного охлаждения объемом 125 см³ без коробки передач, но с разными требованиями к карбюратору, системе газораспределения и ограничителю оборотов. В двигатель встроены сухое центробежное сцепление и электрический стартер.

Минимальный вес картов CIK обещает объявить позже. Карты серий KZ1 и KZ2 (бывшие “Супер-интерконтиненталь-C” и “Интерконтиненталь-C”) имеют двухтактный двигатель водяного охлаждения объемом до 125 см³ c 3-6 передачами. Минимальный вес с водителем 170 кг. Возраст пилота от 16 лет.

Также будут проводиться международные соревнования и в старой системе классов (“Суперкарт”, “Формула-А”, “Интерконтиненталь-А”, “Всемирная формула”, “Ротакс-макс” и другие).C 2003 года ведущими компаниями-производителями для мирового картинга – Birel и IAME организована Международная гоночная серия EASYKART Национальные чемпионаты в серии EASYKART проводятся в классах двигателей 50, 60, 100 и 125 кубических сантиметров. Сегодня, география серии EASYKART это свыше 20 стран Европы, Америки, и Азии. Тысячи спортсменов из Италии, Англии, Северной Америки, Германии, Чехии, Польши, Японии, и других стран встречаются вместе на гоночных трассах.

Также, ежегодно проводятся международные соревнования, включая европейские и мировые “Гранд Финалы”. С 2005-го года национальный турнир EASYKART стартовал в России и сразу получил признание среди профессиональных спортсменов и любителей


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Картинг