«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (на материале произведений А. И. Куприна)
Любовь, похожая на сумасшествие; любовь-сумасшествие; любовь, доводящая до сумасшествия… Пожалуй, ярче всего эту метафору воплотили в своих произведениях русские писатели рубежа 19 — 20 веков — Бунин и Куприн.
Творчество А. И. Куприна пронизано темой искренней, чистой, светлой любви — Любви с большой буквы. Однако это чувство, утверждает автор, не может существовать с современном ему мире, где царят цинизм, безверие, равнодушие, эгоизм. Именно поэтому практически во всех произведениях Куприна любовь оказывается повергнутой, растоптанной,
Такова участь чувства Олеси — героини одноименной повести. Девушка, выросшая в лесу и привыкшая открыто выражать свои чувства, не бояться мнения окружающих, полюбила человека «цивилизованного мира». А тот, из трусости и эгоизма, предал Олесю и ее любовь, подверг жизнь девушки опасности.
В итоге «паничу», лишившемуся большой любви, остается лишь вспоминать свою «дикарку» и сожалеть о том чувстве, что он навсегда потерял.
В поиске настоящей любви Куприн обращается в прошлое — в библейские времена. Тогда, утверждает писатель, жили люди, которые были способны на большое
Счастье Соломона и его возлюбленной было настолько огромным, что вызывало зависть у окружающих, не способных испытать подобное. Злоба и коварство сделали свое дело — Суламифь погибла от рук заговорщиков. Но и перед лицом смерти она твердила имя своего любимого, не уставала благодарить его за то, что он подарил ей величайшее счастье на свете: «Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный.
Вспоминай изредка о твоей рабе, о твоей обожженной солнцем Суламифи».
Однако и в современности Куприн все же видит отголоски той, древней, истинной, великой любви. Рассказ «Гранатовый браслет» является тому подтверждением.
В произведении сталкиваются две философии любви. Одна принадлежит княгине Вере Николаевне Шеиной и ее окружению. Куприн показывает, что современная ему аристократия разучилась любить по-настоящему.
Искренняя любовь для нее заменилась привычкой, дружеской симпатией, просто необходимостью. Именно такую подмену мы наблюдаем в отношениях Веры Николаевны и ее мужа.
Но есть в «Гранатовом браслете» и другой взгляд на любовь. Его воплощает невзрачный, на первый взгляд, герой, из разряда «маленьких людей». Господин «Г.
С. Ж» — мелкий служащий на почте. Как сам он признавался, в жизни его ничего особенно не интересовало — «ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей…»
Но внезапно эта «серая» жизнь озарилась божественным светом — Любовью к княгине Шеиной. Желтков прекрасно понимает, что никогда не сможет даже приблизиться к своей возлюбленной — настолько велика разница между ними. Но мы видим, что этого герою и не нужно.
Он несказанно счастлив тем чувством, что поселилось в его сердце. Благодаря ему жизнь «маленького человека» Желткова наполнилась смыслом, связью со всем миром и Богом: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете… я в восторге говорю: «Да святится имя Твое».
Для Желткова его чувство стало божьим даром, он испытывал огромную благодарность за него и к создателю, и к Вере Николаевне. Именно поэтому герой решился, в порыве чувств, подарить княгине самое дорогое — гранатовый браслет. Это, в сущности, не очень красивое украшение — семейная реликвия Желткова: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни».
В конце концов, Желтков принимает решение уйти из жизни. На прощание герой оставляет княгине свое благословение — в виде сонаты Бетховена, которая наполнена любовью и светом: «И в уме ее слагались слова. Они так совпадали в ее мысли с музыкой, что это были как будто бы куплеты, которые кончались словами: «Да святится имя Твое».
Таким образом, тема любви — одна из ведущих тем всего творчества А. И. Куприна. Писатель считал, что любовь — то истинное чувство, ради которого стоит рождаться и жить на этой земле. Только «истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его». Однако современные ему люди, по наблюдениям Куприна, все меньше и меньше были способны любить, посвящать свою жизнь другому человеку, чем-то жертвовать ради него.
И от этого любовь становилось еще более редким и драгоценным явлением в этом бездушном и эгоистичном мире. Уметь заметить ее, не пропустить, наградить себя и других любовью — вот к чему призывает в своих произведениях А. И. Куприн.