Эссе на тему экзистенциализма в литературе

“Что такое, в сущности, чума? Тоже жизнь…”

… всякая жизнь, увиденная изнутри, есть только только цепь унизительных компромиссов и неудач.

Джордж Оруэлл (из завещания Эрика Блэра)

Не имея подлинного понимания о собственной сущности, мы априори можем заявить, что все, что касается нас (либо с материальной стороны, либо с духовной) является проявлением нашей жизни. Но случается иногда так, что мы ощущаем, как эти рамки, то есть наши представления о жизни, вместе с ее проявлениями просто тонут в водовороте абсурда. В зависимости

от душевного состояния, так как мы не всегда можем ощущать нашу жизнь в целом, нам время от времени приходиться искать ответы на странные вопросы.

Упомянутые выше слова Джорджа Оруэлла – из его собственного завещания, в котором он обязывает близких не публиковать “Автобиографическую заметку” 1940 года. Критическое отношение к жизни ставит знак тождества между понятиями “жизнь” и “чума” (в образном и более общем понимании этого слова). Автор “1984” по сути не являясь экзистенциалистом, касается этого течения, как, в принципе, любой ищущий истину человек.

Несомненно однако и то,

что вопрос: “Что такое, в сущности, чума?”, поставленный перед нами Альбером Камю в его романе-притче, нужно рассмотреть и с более глобальной стороны. На это указывают и временные рамки написания произведения, и факты из личной биографии писателя, и в конце-концов его собственные замечания. Из этого отметим только то, что Оран – это реально существующий город, в который автора закинуло французское отступление при немецкой оккупации 40-х годов прошлого века, и в котором он принимал активное участие в антифашистском подпольном движении. Это подводит нас к одному тезису, с которым тяжело не согласится, что: “Война – это тяжелая болезнь, которая может привести человечество к гибели”.

Но это только можно назвать исторической предпосылкой для создания данного произведения. Сама же завуалированная форма подачи говорит о том, что такой “болезнью” может быть не только сама война, но и факторы, вызвавшие ее, то есть: фашизм, нацизм или всякие другие, укрепившиеся до фанатизма, идеи, которые пытаются продвинуть определенные группы (массы) не в полной мере адекватных людей. Таких случаев история помнит достаточно. А мы, в свою очередь, пользуясь данными СМИ и видя, что в различных уголках Земли войны не прекращаются, приходим к выводу, что у всякого времени есть своя “чума”.

Разводим руками в безысходности из-за еще одного мрачного прогноза…

Но вернемся к субъективной стороне или к “жизни изнутри”. На этом хотелось бы сделать основной акцент, так как исторические события и политические веяния того времени были подробно рассмотрены ранее многими авторами. Так же не будем затрагивать глобальных вопросов нашего времени.

Меня зовут Последний Поворот.
Меня вы знаете сами
По вкусу водки и сырой земли,
И хлеба со слезами.

Б. Гребенщиков
Экзистенциальная позиция (позиция поиска смысла жизни, формы созерцания и тому подобных вещей ) не должна определяться уровнем безысходности, поднявшегося в следствии негативного жизненного опыта, и не привилегиями романтизма – мизантропией, так же частичной любовью к авантюризму и фатализму. Поверим Заратустре, что “символ жизни – весы”. И, вспомнив об Эрике Блэре, приходит на ум, что он – это только темный оттенок жизни и творчества Оруэлла (так любившего отображать двойственность природы, что в уже выше упомянутой “Автобиографической заметке” поменял местами псевдоним и настоящее имя).

В нашем случае псевдонимом жизни может быть и “чума” (но тут два выхода: либо выздороветь, либо преждевременная смерть). По сути процесс выздоровления и есть наш поиск (“жизнь”), только мы не знаем чем он закончится…


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Эссе на тему экзистенциализма в литературе