Доклад на педраді на тему «Розвиток музичних компетентностей обдарованих дітей на уроках музичного мистецтва»

Когда Дети приходят в школу, их в первую очередь учат читать, писать и считать. Без этого нельзя. Это — необходимый минимум знаний.

Но этого мало. Человек должен мыслить и чувствовать, уметь мыслить и уметь чувствовать.

И тут неоценимую помощь может оказать музыка.

«Как радостно, — писал выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, — что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, побуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов… Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального

воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка».

И я, учитель музыки, стараюсь так построить свою работу с детьми на уроках музыки, во внеклассное время, чтобы пробудить у них интерес и любовь к музыкальному искусству, воспитать тонкий музыкальный вкус, творческую активность, развить музыкальные способности.

Наиболее активная форма развития музыкальных способностей детей — это пение. Человеку дан природой самый красивый инструмент — голос, и я его стараюсь широко использовать на уроке.

Первоклассники… На первых уроках музыки (при разучивании попевок, песен) они

не поют, а просто кричат, видимо, считая, что в этом смысл пения.

В процессе занятий я им объясняю, что петь нужно красиво, спокойно, естественно, так, как человек разговаривает.

Большое внимание (особенно в начальных классах) уделяю музыкально-ритмической деятельности детей (это: игра на детских музыкальных и ударных инструментах во время исполнения песни). Это развивает ритмический слух, а также побуждает детей на более эмоциональное и выразительное исполнение песни.

Вот пример такой вокальной работы на уроке музыки с детьми 1-А класса.

Разучивание песни-колядки «Ой сивая тая зозуленька».

Следует отметить наиболее эмоционально чисто поющих детей: Верховцова Аня, Ткаченко Ира, Лис Кирилл, Приступа София, Кущ Кирилл.

Просмотр на проекторе фото и видео.

«Ой сивая тая зозуленька».

Также с детками этого класса, которых с классным руководителем Козыревой Н. Н. выбрали для участия в музыкальной сказка «Рукавичка», мы разучили песенки их персонажей. При вокальной работе я добивалась не только интонационно чистого исполнения песни, но и эмоционально выразительной передачи голосом характера персонажа (с помощью динамики, темпа, тембральной окраски, жестов).

Вот фамилии детей-певцов — участников музыкальной сказки:

Мышка — Ткаченко Ира.

Лягушка — Стаканова Настя.

Зайчик — Шеин Кирилл.

Лисичка — Султанова Диляра.

Дед — Лис Кирилл.

Просмотр на проекторе фото фрагментов музыкальной сказки «Рукавичка».

Музыкальное воспитание в школе не ограничивается рамками одного урока музыки в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная работа. Ведь сейчас ни одно мероприятие в школе не проходит без музыки и песни.

Именно музыка, песня создают атмосферу праздника.

Совсем недавно в декабре на нашей школьной сцене мы посмотрели замечательную театральную постановку по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которую с высоким актерским мастерством исполнили ученики 11-А класса, а также некоторые учащиеся 11-Б класса.

В этом большая заслуга и титанический труд Елиной Е. И. — режиссера-постановщика и художественного руководителя, Сиваченко Н. М. — оформителя и художника-дизайнера по костюмам. Отдельное спасибо Хандуровой Н. С. за нарисованную декорацию зимнего пейзажа моим воспитанникам — детям, которые в спектакле были колядниками. Это — подобранные ученики (примерно одной возрастной категории) с хорошими вокальными и артистическими данными.

Вот их имена:

6-Б класс: Мищенко Оля,

Карапетьянц Диана,

Гороховы Настя и Максим,

Гнитько Юля,

Проценко Лиля.

6-А класс: Бачурин Дима.

7-А класс: Николаев Ваня.

4-Б класс: Калашникова Лера.

С ребятами буквально за несколько занятий удалось создать «спетый» ансамбль, разучить 2-е довольно сложные интонационно колядки.

И я считаю, в спектакле они прозвучали достойно.

Просмотр на проекторе. Посмотрите фотографии в момент выступления и фрагменты разучивания колядок во время репетиции.

Творческую активность, музыкальность, артистизм показали 5-е, 6-е, 7-е, 8-е классы на музыкально-спортивном мероприятии «Козацьки розваги».

Каждый класс был ярок, индивидуален, не похож на другой в инсценировке, музыкальной подаче своей казацкой песни.

Как говорил выдающийся композитор Д. Б. Кабалевский: «Запоет школа — запоет весь народ».

Некоторые казацкие песни исполнялись с солистами. И я хочу отметить их:

5-А класс: Казак — Лахно Денис,

Его жена — Алексеенко Аня.

7-А класс: Казачка — Филищинская Настя.

7-Б класс: Дивчина — Твердохлеб Катя.

Казак — Голубев Максим.

8-А класс: Эксклюзивная девочка-украинка —

Шевченко Аня.

Хорошо раскрылись певческие таланты детей и в школьном летнем лагере (1-4 классы).

На протяжении двух с половиной недель было разучено много детских песен разного характера.

Покорили эмоциональная отзывчивость детей на песни и желание выразительно их исполнить.

Итогом послужил заключительный концерт, зрителями на котором были воспитанники лагеря, сами дети и просто желающие.

Ребята вдохновенно и эмоционально исполнили все выученные в лагере песни.

Наиболее артистичных, со звонкими голосами и обязательно чисто интонирующих детей мы выбрали солистами некоторых песен.

Так, хочется отметить фамилии юных талантов:

Пазенко Настя (2-А класс),

Калашникова Лера (4-Б),

Козодоева Алена (4-А),

Головекно Варя (4-Б),

Дидынская Алина (3-А,

Получила еще и приз зрительских симпатий).

Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что в нашей школе есть немало музыкально-одаренных детей, и моя задача, как учителя музыки, — умело и правильно, с любовью и желанием продолжать вести работу по развитию музыкальных способностей детей, по привитию им соответствующих навыков.


Доклад на педраді на тему «Розвиток музичних компетентностей обдарованих дітей на уроках музичного мистецтва»