Доклад на педраді на тему «Розвиток музичних компетентностей обдарованих дітей на уроках музичного мистецтва»
Когда Дети приходят в школу, их в первую очередь учат читать, писать и считать. Без этого нельзя. Это — необходимый минимум знаний.
Но этого мало. Человек должен мыслить и чувствовать, уметь мыслить и уметь чувствовать.
И тут неоценимую помощь может оказать музыка.
«Как радостно, — писал выдающийся советский педагог Василий Александрович Сухомлинский, — что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, побуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов… Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального
И я, учитель музыки, стараюсь так построить свою работу с детьми на уроках музыки, во внеклассное время, чтобы пробудить у них интерес и любовь к музыкальному искусству, воспитать тонкий музыкальный вкус, творческую активность, развить музыкальные способности.
Наиболее активная форма развития музыкальных способностей детей — это пение. Человеку дан природой самый красивый инструмент — голос, и я его стараюсь широко использовать на уроке.
Первоклассники… На первых уроках музыки (при разучивании попевок, песен) они
В процессе занятий я им объясняю, что петь нужно красиво, спокойно, естественно, так, как человек разговаривает.
Большое внимание (особенно в начальных классах) уделяю музыкально-ритмической деятельности детей (это: игра на детских музыкальных и ударных инструментах во время исполнения песни). Это развивает ритмический слух, а также побуждает детей на более эмоциональное и выразительное исполнение песни.
Вот пример такой вокальной работы на уроке музыки с детьми 1-А класса.
Разучивание песни-колядки «Ой сивая тая зозуленька».
Следует отметить наиболее эмоционально чисто поющих детей: Верховцова Аня, Ткаченко Ира, Лис Кирилл, Приступа София, Кущ Кирилл.
Просмотр на проекторе фото и видео.
«Ой сивая тая зозуленька».
Также с детками этого класса, которых с классным руководителем Козыревой Н. Н. выбрали для участия в музыкальной сказка «Рукавичка», мы разучили песенки их персонажей. При вокальной работе я добивалась не только интонационно чистого исполнения песни, но и эмоционально выразительной передачи голосом характера персонажа (с помощью динамики, темпа, тембральной окраски, жестов).
Вот фамилии детей-певцов — участников музыкальной сказки:
Мышка — Ткаченко Ира.
Лягушка — Стаканова Настя.
Зайчик — Шеин Кирилл.
Лисичка — Султанова Диляра.
Дед — Лис Кирилл.
Просмотр на проекторе фото фрагментов музыкальной сказки «Рукавичка».
Музыкальное воспитание в школе не ограничивается рамками одного урока музыки в неделю. Хорошим дополнением является внеклассная работа. Ведь сейчас ни одно мероприятие в школе не проходит без музыки и песни.
Именно музыка, песня создают атмосферу праздника.
Совсем недавно в декабре на нашей школьной сцене мы посмотрели замечательную театральную постановку по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», которую с высоким актерским мастерством исполнили ученики 11-А класса, а также некоторые учащиеся 11-Б класса.
В этом большая заслуга и титанический труд Елиной Е. И. — режиссера-постановщика и художественного руководителя, Сиваченко Н. М. — оформителя и художника-дизайнера по костюмам. Отдельное спасибо Хандуровой Н. С. за нарисованную декорацию зимнего пейзажа моим воспитанникам — детям, которые в спектакле были колядниками. Это — подобранные ученики (примерно одной возрастной категории) с хорошими вокальными и артистическими данными.
Вот их имена:
6-Б класс: Мищенко Оля,
Карапетьянц Диана,
Гороховы Настя и Максим,
Гнитько Юля,
Проценко Лиля.
6-А класс: Бачурин Дима.
7-А класс: Николаев Ваня.
4-Б класс: Калашникова Лера.
С ребятами буквально за несколько занятий удалось создать «спетый» ансамбль, разучить 2-е довольно сложные интонационно колядки.
И я считаю, в спектакле они прозвучали достойно.
Просмотр на проекторе. Посмотрите фотографии в момент выступления и фрагменты разучивания колядок во время репетиции.
Творческую активность, музыкальность, артистизм показали 5-е, 6-е, 7-е, 8-е классы на музыкально-спортивном мероприятии «Козацьки розваги».
Каждый класс был ярок, индивидуален, не похож на другой в инсценировке, музыкальной подаче своей казацкой песни.
Как говорил выдающийся композитор Д. Б. Кабалевский: «Запоет школа — запоет весь народ».
Некоторые казацкие песни исполнялись с солистами. И я хочу отметить их:
5-А класс: Казак — Лахно Денис,
Его жена — Алексеенко Аня.
7-А класс: Казачка — Филищинская Настя.
7-Б класс: Дивчина — Твердохлеб Катя.
Казак — Голубев Максим.
8-А класс: Эксклюзивная девочка-украинка —
Шевченко Аня.
Хорошо раскрылись певческие таланты детей и в школьном летнем лагере (1-4 классы).
На протяжении двух с половиной недель было разучено много детских песен разного характера.
Покорили эмоциональная отзывчивость детей на песни и желание выразительно их исполнить.
Итогом послужил заключительный концерт, зрителями на котором были воспитанники лагеря, сами дети и просто желающие.
Ребята вдохновенно и эмоционально исполнили все выученные в лагере песни.
Наиболее артистичных, со звонкими голосами и обязательно чисто интонирующих детей мы выбрали солистами некоторых песен.
Так, хочется отметить фамилии юных талантов:
Пазенко Настя (2-А класс),
Калашникова Лера (4-Б),
Козодоева Алена (4-А),
Головекно Варя (4-Б),
Дидынская Алина (3-А,
Получила еще и приз зрительских симпатий).
Подводя итог, могу с уверенностью сказать, что в нашей школе есть немало музыкально-одаренных детей, и моя задача, как учителя музыки, — умело и правильно, с любовью и желанием продолжать вести работу по развитию музыкальных способностей детей, по привитию им соответствующих навыков.