Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?

Несмотря на то что произведениям известного русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина уже около 150 лет, они остаются актуальными по сей день. В своих сказках, романах, повестях, рассказах, очерках писатель высмеивал людские пороки, поднимал важнейшие общественные проблемы, которые существуют и в наши дни.

Пожалуй, самое известное произведение сатирика золотого века литературы — роман «История одного города», центральным образом которого является город Глупов и его жители. Почему книга остается актуальной и сегодня? Потому что в

ней поднимаются такие острые социальные проблемы, как человеческая глупость, трусость, несамостоятельность, самодурство и жестокость.

Используя такие приемы, как аллегория и гротеск, М. Е. Салтыков-Щедрин изображает ненавистный ему самодержавно-крепостнический мир, в котором осуждает и безвольный, покорно-рабский народ, и чинящую произвол власть.

В своем произведении М. Е. Салтыков-Щедрин сатирически описывает «начальстволюбивых» глуповцев, которые сами надели на себя оковы. «Испытывающие безотчетный страх», неспособные жить самостоятельно, они принимают свободу за наказание, а бесчинства

власти — за «спасительную строгость». Еще более обличительно рисует писатель образы градоначальников, глупцов и самодуров, чьи действия порою граничат с сумасшествием и абсурдом. Как злободневна эта проблема сегодня! Современный поэт Евгений Евтушенко, сравнивая нынешнюю Россию с щедринским Глуповым, писал:

Подстригают в столице ногти-

рубят в Глупове

руки по локти.

Есть решение-

сеять рожь,

ну, а в Глупове сеют ложь.

Разве умным раскроет объятия

наша глуповская дурократия?

Вот оно, доказательство того, что поднятые великим сатириком проблемы в романе актуальны.

Не менее важные злободневные вопросы писатель поднимает в сказке «Премудрый пискарь». В ней автор повествует о длинной, но ничтожной и бесполезной жизни маленькой рыбки, которая провела сто лет, укрываясь от опасностей подводного мира в темной тесной норе. Слова сатирика, характеризующие жизнь пискаря, «жил-дрожал, и умирал — дрожал» стали крылатыми. Насмешка автора над трусостью, глупостью и ничтожностью героя проявляется в трагичном заключении сказки, когда пискарь осознает, что его жизнь была бессмысленной, и если бы каждый жил так, как он, то весь «пискарский род» давно бы вымер.

Много ли таких «пискарей» в современном мире? Полно! Вот почему произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина злободневны: в них раскрыты проблемы, которые продолжают волновать человечество по сей день


Что придает сатирическим произведениям М. Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?