Бедный Д. биография

Бедный, Демьян
– псевдоним пролетарского поэта Ефима Алексеевича Придворова. Д. Б. родился в 1883 в деревне Губовке Александрийского у. Херсонской губ., в крестьянской семье (из военнопоселенцев), до 7 лет жил в Елизаветграде у отца (сторожа церкви духовного училища), потом до 13 лет у матери в деревне, в обстановке ужасающей нужды, разврата и зверства. Эти тяжелые годы дали Д. Б. хорошее знакомство с жизнью деревни, особенно с ее теневыми сторонами.

Когда Д. Б. было 14 лет, отец определил его на казенный счет в закрытую военно-фельдшерскую школу.

Здесь мальчик пристрастился к чтению: познакомился с Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым, Никитиным. Здесь же имели место первые литературные опыты Д. Б. (сатирические стихи на школьные темы).

По окончании школы Д. Б. отбыл воинскую повинность, затем выдержал экзамен на аттестат зрелости и в 1904 поступил в Петербургский университет.
Школа и солдатчина воспитали Д. Б. в строго-монархическом, национальном и религиозном духе. Студенческие волнения и события первой революции ошеломили Д. Б., но лишь с началом реакции он понемногу начинает разбираться в происходящем вокруг и проникается революционным настроением.

Д. Б. сблизился с поэтом П. Ф. Якубовичем и через него с редакционной группой журнала “Русское Богатство”, т. е. с революционно-демократическими и народническими кругами.

Б январе 1909 Д. Б. дебютировал в “Русском Богатстве” стихотворением за подписью Е. Придворова. В декабре 1910, с основанием легальной большевистской газеты “Звезда”, Д. Б. стал сотрудничать в ней – сперва под своей фамилией, а затем под псевдонимом Демьяна Бедного, сблизился с большевистским авангардом рабочего движения и вступил в большевистскую партию. В 1912 он участвовал в основании газеты “Правда” и деятельно сотрудничал в ней, причем привлек сочувственное внимание В. И. Ленина.

В 1913 Д. Б. был арестован. В годы империалистской войны Д. Б. был мобилизован и попал на фронт. Изредка его вещи появлялись в журн. “Современный Мир” и в разных провинциальных изданиях.
После Февральской революции Д. Б. сотрудничает в “Правде” и др. большевистских газетах. После Октябрьской Революции посещает все фронты гражданском войны, выступает на фабриках и заводах. В апреле 1923 Реввоенсовет Республики и ВЦИК наградили Д. Б. за его революционно-боевые заслуги орденом Красного Знамени.

С января 1925 состоит членом правления Всесоюзной ассоциации пролетарских писателей (ВАПП).
Идеология Д. Б. – идеология крестьянина, перешедшего на точку зрения пролетариата. Стихи Д. Б. периода “Русского Богатства” по содержанию и форме – обычные для того времени революционно-демократические стихи. Но участие в большевистской печати, воздействие партийных кругов и рабочего движения превратили Д. Б. в “большевика поэтического рода оружия” (Троцкий), в пионера пролетарской поэзии.
Тематика Д. Б. охватывает все стороны революционной борьбы пролетариата и крестьянства за последние 15 лет. Необычайное умение быстро и сильно реагировать на общественные события придало произведениям Д. Б. Значение своеобразной художественной летописи революции. Дореволюционные стихи Д. Б. говорят о забастовках, борьбе за рабочую прессу, о событиях думской жизни, быте и нравах предпринимателей, борьбе классов в деревне и т. д. В период Временного правительства Д. Б. борется с оборончеством, разоблачает войну, пропагандирует власть советов. Красная армия находит в Д. Б. своего художника-агитатора.

Он откликался боевыми призывами на все крупные фронтовые события, бичевал дезертиров и трусов, обращался “к обманутым братьям в белогвардейские окопы”. Одновременно Б. отмечал недостатки советского строительства. Особое место в его творчестве занимает тема: колебания крестьянства в революции (поэмы “Красноармейцы”, “Мужики”, “Царь Андрон” и др.).

Весьма обширно антирелигиозное творчество Д. Б.: в большинстве произведений этого цикла автор говорит об обмане и лицемерии духовенства (“Отцы духовные, их помыслы греховные”), в поэме же “Новый завет без изъяна” Д. Б. идет дальше и путем пародирования евангелия разоблачает его внутренние противоречия Нэп вызвал Д. Б. на борьбу как с паническим неприятием нэпа, так и с капитуляцией перед новой буржуазией. Многочисленны у Д. Б. также отклики на события внутрипартийной жизни (партдискуссии и т. д.).
Жанры, которыми пользуется Д. Б., крайне разнообразны. Преобладают чисто-агитационные стихотворения, часто переходящие в патетическую лирику (“В огненном кольце” и др.). Реже встречается лирика интимная (“Печаль”, “Снежинки”), тоже социально направленная. Прибегает Д. Б. и к эпосу: хронике (“Про землю, про волю, про рабочую долю”), абстрактному сюжетному эпосу (“Главная улица”) и конкретному сюжетному эпосу (“О Митьке бегунце и об его конце”, “Клятва Зайнет” и др.).

Особенно часто Д. Б. пользуется жанрами фольклора: песней, частушкой, былиной, сказкой, сказом. В эпоху “Звезды” и “Правды” и империалистской войны основным жанром Д. Б. стала басня, превращенная им в острое орудие политической борьбы (кроме оригинальных басен, Д. Б. принадлежит перевод басен Эзопа). Разнообразию жанров соответствует и разнообразие стилистических приемов: Д. Б. пользуется и классическими метрами, и свободным стихом, и приемами фольклора. Характерно для него снижение сюжета и стиля, – прием, тесно связанный с ориентацией на широкую массовую аудиторию.

Д. Б. любит пародировать “высокий стиль” (следует отметить бытовую трактовку евангелия в “Новом завете”). Основной источник технических новшеств стиха Д. Б. – фольклор, образы и ритмы пословиц, прибауток, частушек и т. д. Популярность Д. Б. чрезвычайно велика: его произведения разошлись в миллионах экземпляров и имели широкий и действенный отклик в массах. По данным красноармейских библиотек.

Д. Б. самый читаемый автор. Некоторые стихи Д. Б. стали популярными народными песнями (“Проводы” и др.). Несмотря на сочувственные отзывы печати о первых произведениях Д. Б., официальная критика после революции лишь поздно обратилась к изучению его творчества. Начало серьезной критической литературе о Д. Б. положено лишь в 20-х гг.

К. Радеком (1921) и Л. Сосновским (1923).
Отдельные произведения Д. Б. неоднократно издавались брошюрами и книжками. В 1923 изд-во “Крокодил” выпустило “Собрание сочинений” Д. Б. в одном томе, со статьями К. Еремеева и Л. Войтоловского. ГИЗ выпускает “Собрание сочинений” Д. Б. в 10 томах, под редакцией и с примечаниями Л. Сосновского и Г. Лелевича.

Изд-ом Народов СССР выпущена книжка избранных стихотворений Д. Б. на нем. яз. в переводе И. Русса. Укр. изд. “Книгоспiлка” выпустило “Новый завет без изъяна” в переводе О. Вараввы. Биографические сведения имеются в брошюре Л. Войтоловского “Демьян Бедный”, М., 1925, и в статье К. Еремеева (в однотомном собрании сочинений).

Имя при рождении: Ефим Алексеевич Придворов
Дата рождения: 1 (13) апреля 1883(1883-04-13)
Место рождения: Губовка, Александрийский уезд, Херсонская губерния
Дата смерти: 25 мая 1945(1945-05-25) (62 года)
Место смерти: Москва

Родился в семье крестьянина. В 1896-1900 учился в военно-фельдшерской школе, в 1904-08 – на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Первые стихи вышли в свет в 1899.

Член РСДРП с 1912 года, с того же года публиковался в Правде.
В годы гражданской войны вел агитационную работу в рядах Красной Армии, за что награжден в 1923 г. орденом Красного Знамени. Во время внутрипартийной борьбы 1926-1930 г. активно и последовательно отстаивал линию Сталина, за что получил различные жизненные блага, включая квартиру в Кремле и регулярные приглашения на встречи с партийным руководством, собрал одну из крупнейших частных библиотек (свыше 30 тыс. томов). Один экземпляр каждой книги, выходившей в СССР, попадал в личную библиотеку Д. Бедного.

Выходило полное собрание сочинений (прервано на 19 томе).
В 1930 году Демьян Бедный все чаще подвергается критике за антирусские настроения (выраженные в его фельетонах “Слезай с печки”, “Без пощады” и др.). Он пишет раздраженную жалобу Сталину, но в ответ получает еще более гневное письмо:
” В чем существо Ваших ошибок? Оно состоит в том, что критика недостатков жизни и быта СССР, критика обязательная и нужная, развитая Вами вначале довольно метко и умело, увлекла Вас сверх меры и, увлекши Вас, стала перерастать в Ваших произведениях в клевету на СССР, на его прошлое, на его настоящее… [Вы] стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения… что “лень” и стремление “сидеть на печке” является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, не перестали быть русскими. И это называется у Вас большевистской критикой! Нет, высокочтимый т. Демьян, это не большевистская критика, а клевета на наш народ, развенчание СССР, развенчание пролетариата СССР, развенчание русского пролетариата.[2] “
Вероятно, поэт недостаточно воспринял партийную критику. В 1934 году Сталин продемонстрировал И. М. Гронскому тетрадку с записями оскорбительных характеристик, которые пьяный Демьян давал видным деятелям партии и правительства.[3] В 1936 году поэт написал либретто комической оперы “Богатыри” (о крещении Руси), которая возмутила посетившего спектакль Молотова, а затем и Сталина.[4] Комитет по делам искусств в специальном постановлении резко осудил спектакль как антипатриотический. В 1938 году Демьян Бедный был исключен из партии и выселен из Кремля, его перестали печатать.
С началом Великой Отечественной войны публикации возобновились, однако Бедный так и не сумел полностью вернуть себе прежнее положение.
Последнее критическое партийное постановление, касающееся поэта, вышло уже посмертно: 24 февраля 1952 года были подвергнуты идейному разгрому издания Д. Бедного 1950 и 1951 гг. за “грубейшие политические искажения”: в эти издания были включены первоначальные варианты произведений Бедного вместо поздних, политически переработанных. В 1956 году Демьян Бедный был посмертно восстановлен в КПСС. Д. Бедный был любимым писателем Хрущева.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Бедный Д. биография