Анализ стихотворения Ахматовой “Они летят, они еще в дороге…”

Знакомство Ахматовой с Михаилом Леонидовичем Лозинским состоялось в 1911 году. Тогда он появился на одном из петербургских заседаний литературного объединения “Цех поэтов”, возглавляемого Городецким и Гумилевым. Отношениями с ним Анна Андреевна гордилась.

Согласно ее воспоминаниям, Лозинский был изумительным человеком, отличавшимся “сказочной выносливостью”, “изящным остроумием”, благородством, неутомимостью в труде, преданностью дружбе. До Великой Октябрьской революции он занимал пост секретаря журнала “Аполлон”,

владел издательством “Гиперборей”, публиковавшим творчество акмеистов. После прихода к власти большевиков Михаил Леонидович сосредоточился на переводческой деятельности. Его перу принадлежат блистательные переводы на русский язык сочинений Шекспира, Данте, Мольера, Гете, Корнеля, Шиллера, Киплинга и многих других всемирно известных авторов.

Ахматова писала о нем: “В трудном и благородном искусстве перевода Лозинский был для двадцатого века тем же, чем был Жуковский для века девятнадцатого”.

Михаилу Леонидовичу поэтесса посвятила ряд стихотворений, созданных в период с 1913 по 1940 год,

– “Не будем пить из одного стакана…” (1913), “Он длится без конца – янтарный, тяжкий день…” (1913), “Надпись на книге” (1940). Ему адресовано и произведение “Они летят, они еще в дороге…”, датированное 1916 годом и включенное в сборник “Четки”. Относительно толкования текста литературоведы до сих пор не пришли к единому мнению.

Кто-то считает, что Ахматова в нем рассказывает о смерти. Другие полагают – о рождении стихотворения. Второй вариант кажется более близким к истине.

Лирическое произведение названо песней, словами освобождения и любви. Акт творения осмысляется через религиозные образы. Червонный венец из роз напоминает о терновом венке Христа. Далее говорится о голосах незримых.

Скорей всего, здесь речь идет об ангелах. В последнем четверостишии появляется образ “невыносимо щедрого света”, ассоциирующегося одновременно и с “незримыми”, и с самим Господом. Явно связано с христианством и красное вино, которое в таинстве причастия выступает в качестве символа крови Христа.

Конечно, все эти образы можно толковать и в пользу мнения о том, что стихотворение посвящено смерти. Вот только не стоит забывать о личности адресата произведения. Лозинский – не только переводчик, но и поэт.

Вполне логично, что Ахматова писала ему стихотворение именно о творческом процессе, о его божественной природе.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Ахматовой “Они летят, они еще в дороге…”