Анализ рассказа К. Воробьева «Милая моя девочка!»

Что есть жизнь? Эта безбрежная, безграничная кладовая человеческих чувств? Где? В какой далекой стороне сокрыт тот вечный, желаемый, еще не познанный смысл человеческого бытия?

Скажите мне, что есть жизнь?..

Рассказ К. Воробьева «Милая моя девочка!» написан в эпистолярном жанре. Повествование ведется от первого лица. То, на что мы сразу обращаем внимание, — символичное название рассказа: «Милая моя девочка!» Это название, обращение, восклицание дает особое ощущение мелодичности, напевности текста: ведь речь пойдет о чем-то дорогом,

сокровенном, близком автору.

Понимая это, мы непроизвольно рушим барьер между автором и читателем, мы готовы сопереживать, сочувствовать героям.

Примечательно, что имена героев не названы, это просто «милая девочка» и «лукавый мальчик». Героиня, чье присутствие мы можем почувствовать, но не пронаблюдать («…всюду твои скорбные губы произносили заклинание, позволявшее мне жить… ты помогала мне встать на ноги и брести в неизвестное…»), является идеалом автора. Ее описание представлено в рассказе через яркие эпитеты: «с грустными глазами и кротко поджатыми губами, познавшими

скорбь», «доверчивая рука».

Воспоминания о ней помогают герою выжить в трудных обстоятельствах.

Хронотопические рамки рассказа неясны и расплывчаты: мы то окунаемся в размышления и мечты героя, то переносимся в синюю комнатку, то оказываемся на берегу Камы, не замерзшей еще на середине… События даются фрагментарно, обрывисто. Однако именно с помощью этих фрагментарных отрывков автор дает точное представление о времени и месте действия: «…прошло пять лет…», «…в синей своей комнатке…», «…я проделал долгий путь с запада на север», «…на берегах Камы…».

Эта странная, неясная, расплывчатая точность усиливает реализм рассказа, углубляет его содержание, приговором проносится над героями, обреченными на «неизбежную разлуку».

Сюжет рассказа прост, но безмерно глубок. Двое возлюбленных расстаются. Она (местоимение «она» придает образу героини еще большую обобщенность) живет в «синей своей комнатке», а он — на Каме, в бараке с единственным окном.

Ждет ли она его? Мы этого не знаем. Что послужило причиной их бесконечной разлуки? Автор говорит о ссылке, о долгом пути «с запада на север».

О том, что этот путь имеет принудительный характер, нам сообщают языковые средства: «Я проделал долгий путь… в сурчинах с водой, по пояс в болотной воде…» (везде вода, везде река, необратимая река жизни… Этот образ придает рассказу неповторимый, мучительный оттенок грусти, отчаяния, нестерпимой душевной боли), «брести в неизвестное».

Рассказ состоит из пяти абзацев (эта магическая цифра «пять»: пять лет разлуки, «пятая зима на Каме»!), и сразу, в первом абзаце, появляется главный символический образ рассказа, который невидимыми нитями связан и с героем, и с героиней, — «стеклянный квадратик» изображает «лукавого мальчика, уворовавшего в чужом саду гроздь вишни». Благодаря этому образу текст приобретает дополнительную, очень значимую и глубокую, смысловую насыщенность. Что именно автор подразумевает под «гроздью вишни»? Сердце героини?

Частичку ее души? Этот вопрос проходит через весь рассказ, мы возвращаемся к нему и в конце произведения. «Скажи мне, что тот лукавый мальчик уворовал вишни из своего сада…» — пишет ей герой. Но нет ответа.

В конце лишь многоточие. Нет ответа… Слишком тонок смысл — настолько тонок и уязвим, что невозможно описать на бумаге.

Что ж, будем вместе с героем всматриваться в даль и ждать весточки от нее.

Семь раз К. Воробьев употребляет многоточие. Автор размышляет вместе с героем, делая психологически выверенные паузы: читатель должен очень осторожно, чутко додумать многое сам…

В рассказе использован прием тайной психологии: «…в моем бараке единственное окно, выходящее прямо на эту проклятую Русью реку». Окно — символ неумершей надежды, ведь, несмотря ни на что, герой верит, ждет, страдает, чтобы встретиться с ней, вновь увидеть ее лицо, ее «скорбные губы», почувствовать в своей руке ее «доверчивую руку». «Проклятая река» — символ жизни, жизни одинокой и пустынной, нестерпимо мучительной жизни, доставшейся герою «шутливой иронией судьбы».

Яркий прием, употребленный К. Воробьевым, — метафорическое перевоплощение («…по краям реки… вмерзли бревна. Они неподвижны и черны. Они так отчетливо напоминают мне упавших собратьев моих на пути к работе…»). Деревья — люди.

Это еще одна философская тема, затронутая автором в рассказе.

Цветовые эпитеты помогают образно описать противоречивое душевное состояние героя: «синяя комнатка», «иссиня-черна и холодна» вода, «неподвижны и черны» бревна (синий — цвет надежды; черный — знак трагедии и неизвестности).

Как же определить тему и идею этого маленького по размеру, но безграничного по содержанию рассказа? Как вложить в несколько слов то, что хотел донести до нас автор? Я определила бы тему рассказа как борьбу с превратностями судьбы; бороться и выжить в этой борьбе должен каждый из нас — просто для того, чтобы остаться человеком.

Идею рассказа я определила бы одним словом — НАДЕЖДА. Когда она есть, человек способен покорить и горы, и тайгу; чувствуя ее «доверчивую руку», он сможет «встать на ноги и брести в неизвестное». Пожалуй, главный смысл всего «умещается» и в другом слове — ЛЮБОВЬ.

ЛЮБОВЬ — НАДЕЖДА — ЖИЗНЬ — вот формула человеческого бытия и счастья.

Что есть жизнь? Это безбрежная, безграничная кладовая человеческих чувств? Ответ на этот вопрос хранится в нас.

Стоит и искать его там. Но как? Главные пути постижения самих себя, и истины, и смысла открываются через ЛЮБОВЬ — НАДЕЖДУ — ЖИЗНЬ.

В них, и только в них сокрыт тот вечный, желаемый, еще не познанный смысл человеческого бытия.

Скажите мне, что есть жизнь?..


Анализ рассказа К. Воробьева «Милая моя девочка!»