Юрий Брезан

В творчестве лужицкого писателя Юрия Брезана (род. в 1916 году) — он пишет на лужицком и немецком языках — развитие богатого наследия лужицкой литературы и истории тесно переплетается с темами социалистических революционных преобразований в Германии. Его литературная деятельность, как и творчество других лужицких писателей, подняла на новую высоту литературу лужицких сербов, находившуюся прежде в условиях дискриминации.

Юрий Брезан начал публиковаться в 50-х годах, когда вышел сборник его деревенских историй, лирических зарисовок

и рассказов о родном крае («На меже растет хлеб», 1951); он писал также книги для детей и юношества («Криста», 1957), путевые очерки («Освобожденная дружба», 1955).

Повести Брезана (в том числе «История одной любви», 1962; «Путешествие в Краков», 1966) свидетельствовали о возросшей уверенности писателя во владении словом и стилем. Брезан ставил в своих повестях важные актуальные проблемы, обращаясь не только к лужицкому материалу. В трилогии, включающей в себя романы «Гимназист» (1958), «Семестр потерянного времени» (1960) и «Пора зрелости» (1964), Юрий Брезан запечатлевает исторический ход времени,

широко охватывая при этом лужицкую тематику.

Эти три романа о выходце из бедной лужицкой семьи, ставшем впоследствии партийным работником, Феликсе Януше (это произведение называют порою «трилогией о Януше») написаны в традициях «романа воспитания». Во внутренних конфликтах героя, который ищет место в жизни, вначале колеблясь между попытками примкнуть к иному социальному слою и нежеланием отрываться от своих корней, отражаются те противоречия, которые приходилось переживать лужицкому народу в нашем веке. Брезан выбрал способ повествования, который соединяет индивидуальное и типическое; прежде всего это относится к образам людей из народа, например Агнессе и вдове Наконц.

Подобный образ встречался уже в раннем рассказе Брезана «Как старуха Янчова с начальством воевала» (1951).

Роман «Пора зрелости» повествует о годах социального и национального освобождения лужичан. Брезан объединяет в романе специфические проблемы лужичан с общими проблемами, характерными для процесса революционных преобразований в Германии. На их фоне происходят личные конфликты героев романа.

Психологически глубокое изображение их индивидуальностей выдвинуло эту книгу в ряд тех произведений, которые внесли свой вклад в литературное отображение новых общественных процессов в социалистическом обществе.

Большие заслуги в развитии новой лужицкой литературы принадлежат Мерчину Новаку-Нехорнскому (род. в 1900 году), первому председателю вновь образованного в 1946 году объединения лужицких писателей, и учительнице Марии Кубашец (1890-1978), опубликовавшей в 1963-1965 годах историческую трилогию «Боший Сербин». Юрий Кравжа (род. в 1934 году), Петр Малинк (род. в 1931 году), а также Кчешан Кравц (род. в 1938 году), Бено Шолта (род. в 1928 году) и Юрий Кох (род. в 1936 году) продолжили начатую старшими писателями линию новой идейно-художественной ориентации.


Юрий Брезан