Война и мир причины войны
Размышления о причинах войны (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Война — это «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».
Война 1812 г. — в центре художественного замысла Л.Н. Толстого в его гениальном романе-эпопее «Война и мир» (1863- 1869).
Человек имеет неоспоримое право жить на земле. Смерть на войне ужасна и безнравственна: она отбирает это право. Смерть героя, защищавшего отечество, может прославить его имя, но от этого ее трагический смысл не станет иным: человека ведь нет.
Пока
Но, с точки зрения морали войны, эти поступки не безнравственны: они ведь совершены против ненавистного врага, а также во имя чести и славы «нашей» стороны.
Л.Н. Толстой пишет о том, что с конца 1811 г. в Западной Европе началось «вооружение и сосредоточение сил», так что к лету 1812 г. грозные полчища врагов России обозначились у ее границ. По источникам, 450 тысяч человек насчитывалось
Говоря о причинах войны, Толстой называет главную. В людской среде, будь то государства, сословия, общественные течения, возникают моменты, когда определенные силы объединяются для того, чтобы создать предпосылки для появления какого-то очень важного события. Это событие из-за своей значимости в жизни людей может изменить мир.
Так, войны Наполеона с Тройственным союзом в 1805- 1807 гг. и заключенный Тильзитский мир 1807 г. перекроили карту Европы. Наполеон явился инициатором экономической блокады Англии. Россия не согласилась с условиями изоляции Англии, получая от нее военную и финансовую помощь. С ведома Наполеона Россия установила свое влияние в Финляндии вопреки интересам Швеции.
Наполеоном была обещана независимость Польше, что шло вразрез с интересами России, но воодушевляло поляков.
Конфликты из-за столкновения интересов возникают не только между государствами. Главы наций и армий, члены монарших семейств, дипломаты — это те высокопоставленные люди, от которых зависит, быть войне или не быть. Но, как пишет Толстой, их авторитет и решающее последнее слово в возникших событиях могли быть только видимостью.
Это лишь казалось, что твердость русского императора Александра и властолюбие Наполеона могли подвигнуть ситуацию к войне Западной Европы с Россией. По словам писателя, «миллиарды причин совпали для того, чтобы произвести то, что было». Ужас войны в том, что ее грозный и страшный механизм, набрав обороты, беспощадно убивает людей.
«Должны были миллионы людей, отрекшись от своих чувств и своего разума, идти на восток с Запада и убивать себе подобных…».
Как правило, именно «великие люди», агрессоры и захватчики, повинны в личных трагедиях тех, на кого они напали.
Толстой пишет: «Нельзя понять… почему из-за того, что герцог обижен, тысячи людей другого края убивали и разоряли людей Смоленской и Московской губерний и были убиваемы ими».
Толстой — великий гуманист. Он утверждает, что личная жизнь человека и, главное, ценность этой жизни превыше всего. Но если люди вовлечены в исторический процесс, общий для всех, то их средой становится «жизнь стихийная, роевая».
В этом случае, как говорят, массы творят историю. Жители Франции охотно поддержали Наполеона в его притязаниях на чужие территории, на материальные богатства иных стран. И все полагали, что расходы на эти войны окупятся выгодами, полученными после победы.
Солдаты армии Наполеона выражали любовь к своему кумиру радостными возгласами, когда при выходе из леса к Неману видели его фигуру.
А император Александр и подданные его государства имели совершенно другие побудительные обстоятельства, которые вовлекли их в кровавые события войны. Главная причина вступления в войну со стороны Русского мира была одна — это стремление всей нации отстоять независимость родной земли любой ценой.
«Мысль народная» воплощалась в конкретные дела защитников Отечества.
Толстой показывает, как в общем порыве соединяются разные сословия Москвы во время приезда государя. Формирование ополчения, героическая, но бесславная оборона Смоленска, назначение командующим армией Кутузова, тяжелое отступление к Москве, Бородинское сражение как кульминация событий, перелом в войне и создание москвичами условий, гибельных для оккупантов, партизанское движение — этими усилиями народа, всей нации создавалась победа.
Мощный национальный подъем в русском обществе и победа России в этой войне были обусловлены и оправданы законом исторической справедливости.