Сочинение на тему: ОБРАЗ “ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ” (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)

(Л. Н. Толстой. “Война и мир”)

Л. Толстой одним из первых в русской и мировой литературе воссоздал картины народной партизан­ской войны и сумел раскрыть ее истинный смысл и значение. С исторической достоверностью и прав­дивостью великий русский писатель показал, как “дубина народной войны”, которая действовала с “простотой и целесообразностью”, привела к победе над завоевателями. В действиях партизанских отря­дов 1812 года он увидел ту высшую форму единения народа и армии, которая коренным образом изменила самое представление

о войне.

Л. Толстой отмечает, что “со времени пожара Смоленска началась война, не подходящая ни под какие прежние представления войн. Сожжения городов и деревень, отступление по­сле сражений, удар Бородина и опять отступление, пожар Москвы, ловля мародеров, переимка транспор­тов, партизанская война – все это были отступления от правил”.

Л. Толстой говорит, что Наполеон, который впер­вые в своей военной практике столкнулся с подобным явлением, “не переставал жаловаться Кутузову и им­ператору Александру на то, что война велась против­но всем правилам”. Попутно автор замечает: “как

будто существуют какие-то правила для того, чтобы убивать людей”.

Перед началом Бородинской битвы во время свида­ния с Пьером князь Андрей говорит, что когда под Смоленском “мы в первый раз дрались… за русскую землю”, то “в войсках был такой дух, какого никогда я не видал, что мы два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерял наши силы”.

К Бородинской битве готовилась не только регу­лярная армия, но и ополченцы. Один из раненых сол­дат в обозе, встреченном Пьером по пути в Бородино, говорит: “Нынче не то что солдат, а и мужичков ви­дал! Мужичков и тех гонят.

Нынче не разбирают… Всем народом навалиться хотят, одно слово – Моск­ва. Один конец сделать хотят”.

Но Пьер понял смысл услышанного только тогда, когда “увидал в первый раз мужиков-ополченцев с крестами на шапках и в белых рубашках, которые с громким говором и хо­хотом, оживленные и потные, что-то работали напра­во от дороги”.

Скрытая “теплота патриотизма” завладевает Куту­зовым, которому докладывают, что мужики-ополченцы надели “белые чистые рубахи, чтобы приготовиться к смерти”. Он с умилением и восторгом отвечает на это: “Чудесный, бесподобный народ!” С той же серьез­ностью и основательностью готовятся к важному реша­ющему событию – Бородинской битве – солдаты и офицеры русской армии. Капитан Тимохин говорит Пьеру и князю Андрею: “Что себя жалеть теперь!

Сол­даты в моем батальоне, поверите ли, не стали водку пить: не такой день, говорят”.

После Бородинской битвы все население, как один человек, бросая свое имущество, “потекло вон из Москвы, показывая этим отрицательным действием всю силу своего народного чувства”. Но и те простые люди – ремесленники и фабричные, что оставались в городе, готовы были встать под знамена защитников родины. Л. Толстой говорит, что “понимание народа было настроено на высокий лад”. Люди “не щадя жи­вота, желали послужить” отечеству.

Однако ни губер­натор, ни полицмейстер, ни другие высшие чиновники Москвы не имели того же настроения и больше заботи­лись о собственной безопасности.

Несмотря на отсутствие общей команды, после прихода французов Москва была похожа на покину­тый улей. Улицы были пусты, никого почти не было. Ворота и лавки все были заперты. Никто не ездил по улицам, и редко слышались шаги пешеходов”.

Народ самостоятельно позаботился о том, чтобы захватчики чувствовали себя как на пороховой бочке. Под ними в прямом смысле горела земля. Мужики Карп и Влас и “все бесчисленное количество таких мужиков” не только не везли сена в Москву за большие деньги, но и жгли его.

Они жгли все, что осталось от населения и могло пригодиться французам.

Действенную помощь своей армии оказывал народ, уходивший в партизанские отряды. Их тогда были сот­ни – крупных и мелких, пеших и конных, с артилле­рией и просто с рогатинами. “Был начальником партии дьячок, взявший в месяц несколько сот пленных. Была старостиха Василиса, побившая сотни французов”.

Партизанское движение занимает особое место в истории Отечественной войны 1812 года. Сила парти­занских отрядов состояла во внезапности нападения, неуловимости для регулярных войск. “Партизаны уничтожали великую армию по частям. Они подбирали те опадавшие листья, которые сами собою сыпались с иссохшего дерева – французского войска, и иногда трясли это дерево”.

И сколько ни жаловались Наполе­он и его маршалы на то, что русские ведут войну “не по правилам”, как ни стеснялись при дворе императо­ра Александра говорить о партизанах, “дубина народ­ной войны поднялась со всей своей грозной и величест­венной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и пра­вил… поднималась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие”.

В романе “Война и мир” Л. Толстой прославил и уве­ковечил на все времена образ “дубины народной войны”. Вместе с тем он прославил русский народ, который сме­ло, решительно и безоглядно поднял ее на врага.

Глоссарий:

– Дубина народной войны в романе Война и мир

– дубина народной войны

– Дубина народной войны сочинение

– сочинение на тему дубина народной войны

– сочинение дубина народной войны


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Сочинение на тему: ОБРАЗ “ДУБИНЫ НАРОДНОЙ ВОЙНЫ” (Л. Н. Толстой. “Война и мир”)