Василий Владимирович Быков

Известный белорусский писатель Василий (Василь) Владимирович Быков родился 19 августа 1924 года в деревне Череновщина Ушанского района Витебской области. Писал как на русском, так и на белорусском языках. Прекрасно рисовал. Перед войной начал учиться в Витебском художественном училище, но после отмены в 1940 году стипендий вынужден был бросить училище и идти работать.

Война застала Быкова на Украине: сперва он копал окопы, затем семнадцатилетним юношей попал в армию. Войну прошел взводным лейтенантом.

Сначала — стрелковый взвод, затем

— взвод автоматчиков, взвод противотанковых пушек. Был дважды ранен, награжден боевыми наградами. Под Кировоградом до последнего времени стоял братский обелиск, где была высечена среди погибших и его фамилия.

Тогда и мать получила похоронку, а он попал в госпиталь. Воевал в России, на Украине, затем в Румынии, Венгрии, Австрии.

После Победы еще десять лет прослужил в армии. С 1955 года стал работать в «Гродненской правде» корреспондентом, через год в печати появились его первые рассказы. Василь Быков ведет начало своего писательства с Дальнего Востока, где он служил в армии.

Тогда на Курилах им

были написаны рассказы «Смерть человека» и «Обозник». Война станет практически единственной темой Быковского творчества. Лишь в конце жизни он опубликовал несколько незначительных вещей, посвященных иным темам.

Уже первые его военные повести «Журавлиный крик» (1960), «Третья ракета» (1962), «Фронтовая страница» (1963), «Альпийская баллада» и «Западня» (обе — в 1964) сделали его одним из ведущих писателей фронтового поколения. А опубликованная в «Новом мире» повесть «Мертвым не больно» хоть и была подвергнута самой сокрушительной официозной критике, но принесла ему уже мировую славу.

Василь Быков высоко оценивал свой «новомировский период» и дружбу с великим поэтом и редактором Александром Твардовским. В семидесятые годы, когда общий поток фронтовой прозы пошел на убыль, Василь Быков становится «последним окопным летописцем», не собираясь менять тему и забывать о трагедии военных лет. Да и повести «последнего окопника» стали, воистину, классическими в русской литературе: «Сотников» (1970), «Дожить до рассвета» (1973), «Волчья стая» (1975), «Его батальон» (1976), «Пойти и не вернуться» (1978).

Василь Быков, живя в Белоруссии, хорошо зная и характер белорусов, и родные места, единственно, что позволил себе в своей военной прозе — отойти от прежней реальности фронта, от своих фронтовых ощущений и, начиная с повести «Пойти и не вернуться», передать боевой характер партизанского края. Так появились повести уже о партизанской войне в Белоруссии.

Далее последовали «Знак беды» (1982), «Карьер» (1986), «В тумане» (1987), «Облава» (1990), «Стужа» (1993). Писатель обращается к трагическим для белорусского крестьянства тридцатым годам. Впрочем, фронтовая и деревенская проза в русской литературе послевоенного периода, как правило, взаимосвязаны, тесно переплетены.

Был награжден многими государственными наградами и премиями советского периода. По приглашению Международного ПЕН-центра Быков пять лет прожил за границей — в Финляндии и Германии, и затем по личному приглашению президента Чехии Вацлава Гавела приехал в Чехию на лечение. После заграничной поездки Василь Быков вернулся на родину, в Белоруссию, где скоропостижно скончался 22 июня 2003 года — в очередную годовщину начала Великой Отечественной войны, теме которой писатель посвятил всю свою литературную жизнь.


Василий Владимирович Быков