В чем трагизм образа Рыбака из произведения «Сотников» Василя Быкова? Сравните его с любым другим литературным героем-предателем из русской классики
Тема Великой Отечественной войны оставалась одной из главных в творчестве писателей и поэтов еще многие годы спустя после ее окончания. В первых военных книгах главным было изображение героических поступков наших воинов. Но со временем особое внимание стало уделяться вопросам морали и гуманизма.
И все чаще такие произведения открывали большую правду о военных событиях той поры.
Писателя Василя Быкова интересует, как на войне проявляет себя человек, что движет им в критические моменты. В повести «Сотников» (1970) проблема нравственного
Действие происходит на территории оккупированной немцами Западной Белоруссии. Сотников и Рыбак — партизаны, отправившиеся в деревню за провизией для своего отряда. Но, проскитавшись всю ночь по окрестным деревням, по зимнему полю, бойцы попали в плен к полицаям и были казнены…
Правда, каждый по-своему.
У автора не было цели изобразить героизм на поле боя, передать историческую точность событий. Серьезные боевые действия показаны только в коротких воспоминаниях Сотникова и Рыбака. Мне кажется, Быков ставит вопрос, не какой выбор делают герои, а почему каждый
Поэтому все произведение насыщено размышлениями автора и самих героев над своими поступками.
Рыбак — сложный и противоречивый человек. Это опытный солдат, психолог, который умеет оценить обстановку. К каждому, с кем Рыбак встречается в деревне (староста, женщины, дети), он предельно внимателен и подозрителен.
Из любой сложно ситуации, где нужно незамедлительно принять решение, он находит верный выход. Он по своему понял смысл партизанской войны: «отстаивая собственную жизнь, чинить вред врагу, и тут он чувствовал себя полноценным партизанским бойцом».
Рыбак на протяжении этого долгого и сложного пути ведет с собой непрерывную нравственную борьбу. Постепенно нарастает в нем досада и злость на раненого напарника, ставшего причиной всех злоключений. Герой пытается договориться с совестью, оправдать себя, хотя знает, что поступает подло, не как солдат, не как гражданин.
Рядом с партизанами в одной клетке старик, женщина и ребенок — те, ради спасения которых миллионы проливают кровь на фронте. Рыбака же до последних минут не оставляет мысль о спасении. Вступить в сговор со старостой, Сотниковым, выкрутиться, запутать следствие и выиграть время, даже перейти на сторону немцев, — как за ниточку, цепляется он за каждую возможность спастись.
Этот герой окончательно усыпил свою совесть перед Сотниковым, а главное, перед собой, когда мысль о скорой смерти товарища показалась ему спасательным кругом.
Полон трагизма и душераздирающей боли эпизод повешения пленных, когда Рыбак вместе с полицаями ведет своего товарища к петле, с которым вчера они ели из одного котелка, и сам убирает подставку из-под ног. Но после казни он вдруг понял, что надежды перехитрить полицаев и немцев и сбежать рухнули. Внутренняя несвобода, подчиненность обстоятельствам помешала Рыбаку в его попытке покончить жизнь самоубийством.
В случившемся он готов винить Сотникова, войну, судьбу — только не себя. «Наверное, ничего уж не поделаешь — такова судьба», — обреченно делает вывод Рыбак.
Конечно, страдания и смерть на войне неизбежны. И рядом с подлинным героизмом уживаются предательство, малодушие, слабость, отчаяние, страх. Но оставаться человеком с чистой совестью в любых обстоятельствах, по мысли Быкова, — единственно верный нравственный выбор.
Того же мнения придерживается и еще один классик русской литературы — М. А. Булгаков. Его роман «Белая гвардия», в том числе, и об этом. Булгаков так же выводит в своем произведении образ предателя, раскрывая подлость и ничтожность натуры псевдо-интеллигента Тальберга.
Капитан Сергей Тальберг сбежал из захваченного Киева еще до начала военных действий и бросил свою жену, свой город, свою родину. Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля. Неслучайно он и похож на крысу: гетманская серо-голубая кокарда, щетки «черных подстриженных усов», редко расставленные, но крупные и белые зубы», «желтенькие искорки» в глазах.
Сергей Иванович с легкостью меняет свои принципы — без особых усилий и угрызений совести. Он всегда там, где легче жить, хотя и ему не чужды эмоции. Однако забота о собственной жизни для этого героя превыше всего.
В этом он похож на Рыбака. А также в том, что Тальберг, как и Рыбак, — эгоист-одиночка, по-настоящему не привязанный ни к кому и ни к чему.
Таким образом, предатели — особый тип героев в русской литературе. Они обладают сложной и противоречивой натурой, однако всех их объединяют трусость, эгоизм, отсутствие четких моральных нравственных принципов, внутренняя слабость. Именно таков Рыбак из «Сотникова» В. Быкова.