Урок первый по изучению повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»
» Чудовищная история «, или Что сделала революция «из милейшего пса». Изучение творчества Михаила Афанасьевича Булгакова представляет собой серьезную методическую проблему, от решения которой во многом зависит успех или неуспех в изучении курса русской литературы в 11 классе, поскольку именно Булгаков, на наш взгляд, является одной из ключевых фигур мировой литературы ХХ века. Писателем, творчество которого, глубоко и всесторонне отражая свое время, восходит к общечеловеческим нравственным ценностям, утверждая неоспоримый приоритет
Образно говоря, Булгакова можно считать тем камертоном, по которому — как в нравственном, так и в художественном плане — можно выверять подлинную литературу, подлинные произведения искусства.
Опыт показывает, что оптимальным для изучения в 11 классе является выбор повести «Собачье сердце». Это произведение исследователи относят к вершинам творчества писателя, кроме того, оно занимает видное место в литературе «предвиденья и предупреждения», показывающей, к чему может привести потеря нравственных
Как положительный момент, облегчающий работу по изучению повести в школе, следует отметить сравнительно небольшой объем произведения, увлекательный сюжет, который обеспечивает читательский интерес учащихся. Наконец, нельзя не учитывать того, что по повести режиссером В. Бортко снят двухсерийный телефильм, к которому можно относиться по-разному, но нельзя не сказать, что фильм этот весьма точно следует за текстом произведения, незначительные «вставки от себя», которые сделали его создатели, очень точно ложатся в художественную ткань повести, что также может быть использовано в ходе работы.
Предлагается апробированная система уроков по изучению «Собачьего сердца». Первый — посвящен знакомству с жизнью и творчеством писателя, рассмотрению основных моментов его творческой биографии, в центре последующих — сама повесть.
При подготовке первого урока основным методическим приемом является лекция в сочетании с самостоятельной работой учащихся, фрагментами исследования; на втором и третьем занятиях ведущая роль отводится комментированному чтению, осмыслению эпизодов и эвристической беседе. Сочетание этих методических приемов, их взаимосвязь и ‘взаимодействие обеспечивают эффективность работы с текстом повести и постижение ее нравственно-эстетического содержания.
Поскольку «у каждого из нас свой Булгаков», материал первого урока представлен в форме плана, некоторые вопросы которого разработаны более подробно с целью разъяснения общего хода раскрытия темы всех трех уроков; остальные же — ориентированы на использование наиболее известных работ Л. Яновской, М. Чудаковой и В. Боборыкина. В конспектах уроков указываются соответствующие фрагменты текста, обсуждение которых позволяет глубже раскрыть тему. Использование дополнительного материала оговаривается особо.
Урок первый
Тема: «Жития ему было… неполных сорок девять лет». (В. Лакшин).
Цель учебная : рассмотреть своеобразие основных моментов жизни и творчества писателя, попытаться понять его жизненную философию, художественные и нравственные принципы.
Цель воспитательная : воспитание умения отстаивать свой взгляд на вещи, способности понять другого человека, его жизненную позицию, стремления стать личностью.
Оборудование : фотография писателя, альбом «Киев Михаила Булгакова», эпиграф к уроку (учителю на выбор предлагается один из трех):
«Познай, где свет — поймешь, где тьма». (А. Блок. «Возмездие») «Человека можно уничножить, но его нельзя победить». (Э. Хемингуэй. «Старик и море») «Время разбрасывать камки, и время собирать камни». (Книга Екклезиаста)
Ход урока
I. Организационный момент. Объявление целей урока, его темы, подготовка класса к работе. П. Работа по теме:
План лекции учителя о жизненном и творческом пути М. А, Булгакова.
Семья будущего писателя. Киев в его жизни и судьбе. «Звание с отличием». З; «Доброволец».
4. «Юный врач».
Б. Время «Белой гвардии».
«Бросил звание с отличием и писал…». 20-е ГОДЫ В ЖИЗНИ и творчестве писателя.
При освещении последнего вопроса особое внимание следует обратить на вступление Булгакова в литературу — с одной стороны, газетная поденщина (об этом сказано в его записках «Тайному другу»), с другой — активное создание ряда первоклассных художественных произведений, о чем красноречиво говорит своеобразная хронологическая таблица творчества писателя:
Г. — «Похождения Чичикова», «Красная корона». г. — «Дьяволиада», «Налет». г. — «Ханский огонь», «Роковые яйца». 1923-1924 гг. — «Белая гвардия». 1925 г. (январь — март) — повесть «Собачье сердце» выход сборника прозы «Дьяволиада». г. — «Я убил».
1926-1927 гг. — «Записки юного врача». г. — «Морфий».
Конец 20-х годов — начало работы над романом, который впоследствии получит название «Мастер и Маргарита». При рассмотрении этого вопроса особое внимание обращается на дату 5 октября 1926 года, день, когда состоялась премьера пьесы «Дни Турбиных», поскольку, надо полагать, именно «Дни Турбиных», имевшие своего персонального «Зрителя», от которого зависела судьба всей страны и каждого из ее граждан, во многом определили то, что Булгаков, выражаясь словами А. Галича, «умер в своей постели». Наверное, именно сейчас надо «обозначить» тему «Художник и власть», которая станет впоследствии одной из ведущих в творчестве писателя.
30-е годы в жизни и творчестве Мастера. Для рассказа об этом периоде жизни и творчества писателя используется таблица, в которой указаны даты создания и публикации наиболее значительных его произведений.
Примечание к плану: в зависимости от возможностей класса, с которым работает учитель, отдельные вопросы могут быть освещены учащимися, получившими индивидуальное опережающее задание. При этом организуется индивидуальная исследовательская работа учащихся, дорабатывается текст их сообщений и обеспечивается органичное использование самых содержательных в ходе лекции.
III. Домашнее задание:
Составить устный рассказ о писателе и его творчестве (ориентируясь на план лекции). Перечитывая повесть «Собачье сердце», проследить по тексту (с закладками) за тем, как относится Булгаков к изменениям, которые произошли в окружающей действительности.
В. В. Гладыш кандидат педагогических наук