Творчество Карамзина (Карамзин Н. М.)

В художественных произведениях Карамзина с особой полнотой и законченностью выявились характерные черты русского сентиментализма.

Наиболее популярной из повестей Карамзина являлась повесть «Бедная Лиза» (1792). Она имела огромный успех у читателей. Не только москвичи, но и приезжавшие в Москву лица, читавшие повести, совершали прогулки к Симонову монастырю и к тому пруду, в котором утопилась героиня повести Лиза,

Сюжет повести — история любви городского дворянина Эраста и крестьянки Лизы. В изображении переживаний героев есть

жизненно правдивые стороны.

Но в обрисовке социально-бытовой жизни Карамзин далеко уходит от правды, особенно когда говорит о Лизе. Героиня его повести не имеет характерных для крестьянской семьи забот и интересов, ее семейные отношения и быт приукрашены.

Речь Лизы и ее матери совершенно не крестьянская, искусственная, книжная.

Автор выступает в повести как типичный сентименталист, далекий от острой постановки вопросов общественного неравенства. Он не оправдывает Эраста, обольстившего и покинувшего Лизу, но и не может «проклинать его».

В повести «Бедная Лиза» много картин природы,

особенно сельской. Пейзажи вводятся не только для того, чтобы приурочить действие к определенной местности, но главным образом для того, чтобы через пейзаж раскрыть внутренний мир героев, их настроения.

Сентиментализм сказывается и в языке повести, в которой явно выступает пристрастие автора к «приятности», нежности, изяществу.

Лексика (словарь) повести наполнена такими словами, как розы, нежные зефиры, нежная свирель, нежная молодость, любезная подружка, словами с ласкательными и уменьшительными суффиксами, разными «чувствительными» эпитетами. Подбирая слова по признаку их «приятности», Карамзин предпочитает писать поселянин, а не крестьянин, хижина, а не изба, наемник, а не батрак. Он отрицательно относится к народной речи, которая кажется ему грубой, неизящной

В повести широко применяются инверсии, т. е. необычный порядок слов в предложении: не «поющий соловей», а «соловей поющий» и т. п. Речь Карамзина считалась в его время образцом изящества.


Творчество Карамзина (Карамзин Н. М.)