ТРАГЕДИЯ ФЕДОРА РОВБЫ — ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА — ТРУЖЕНИКА В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ (по повести В. Быкова «Облава»)

Писатель Василь Быков известен нам как
правдивый, искренний рассказчик о челове-
ческой судьбе в годы Великой Отечественной
войны. Тема войны является основной в его
творчестве. Большую известность получили
такие его повести, как «Альпийская балла-
да», «Третья ракета», «Сотников», «Карьер».
Но в творческом багаже писателя есть и дру-
гая, не менее значимая по своей драматично-
сти тема: судьба крестьянства в период кол-
лективизации. Она затрагивает одну из са-
мых сложных, болезненных проблем

истории
нашей страны и находит отражение в повес-
ти «Облава».
Действие этого произведения вводит нас
в жизнь белорусской деревни середины
тридцатых годов. Уже прошла коллективи-
зация, создан колхоз, раскулачены и выселе-
ны так называемые кулаки, а на самом де-
ле — крепкие хозяева. Один из них — Фе-
дор Ровба. Это человек, убежденный в том,
что крестьянин — истинный хозяин земли.
От Советской власти получил он земельный
надел, усердно работал на этой земле, награ-
дой за что был хороший урожай. Хозяйство
Ровбы процветало и приносило немалую при-
быль.
Вскоре он приобрел молотилку, кото-
рой пользовалась вся округа, а платили, кто
сколько может. Федор не использовал свою
машину ради личной наживы. Но жил он в
достатке, это его и погубило.
В районные власти поступает донос на
Федора с предложением принять меры к
«новому богачу». Его написал один из завист-
ливых соседей, активист комбеда, который
задолжал Ровбе за молотьбу. И именно этот
донос становится поводом для раскулачива-
ния Федора.
Главный герой был задавлен непосиль-
ными налогами, которые привели его к разо-
рению. Но кроме того, по понятиям местных
руководителей, Федор был врагом народа.
В тот момент ему надо было бежать из дерев-
ни, куда глаза глядят, но он не может. Ведь
этот человек корнями врос в родную землю,
в свой дом, в свою усадьбу. Да еще и сын Ми-
колка, будущее которого было неясно. Федор
не хотел опрометчивым поступком мешать
его служебной карьере.
Но вот до деревни дошла волна раскула-
чивания. И несмотря на то, что семья Федо-
ра уже бедствовала, не сумев рассчитаться
с государством, Ровбу все же признали ку-
лаком.
С женой и маленькой дочкой Федор был
сослан на север. Работал на лесозаготовках,
не имея возможности хоть как-то уберечь от
бед и болезней жену и дочь. С этого момента
жизнь героя пошла под откос, одна трагедия
следует за другой: сначала жену хоронит в
мерзлой северной земле, а затем и дочку не
может спасти от беды и недобрых людей.
— Федор остается один. И сейчас все его
мысли направлены в сторону родного края,
и он задумывает бежать во что бы то ни ста-
ло. Хоть не сразу ему это удается, но в кон-
це концов мечта становится реальностью, ге-
рой оказывается в дорогих сердцу местах. Он
сам толком не знает, зачем вернулся,
но какая-то необъяснимая сила, как магни-
том, тянула его к тем просторам, где он рос,
трудился, где росли его дети, где был он ког-
да-то счастлив. Хоть ничего не осталось от
его прежней усадьбы, но Федор безошибочно
мог бы найти то место, где она стояла. Но вся
беда этого человека заключается в том, что
не мог он просто так подойти к знакомому
месту, пройтись по деревне, посмотреть лю-
дям в глаза, потому что советская пропа-
ганда сделала этого человека классовым вра-
гом. Односельчане Федора считали его пре-
ступником.
И именно то, что бывшие соседи стали вра-
гами, для него было больнее всего.
Голодный, измученный, он бродит вокруг
родной деревни, хочет узнать, какова она, но-
вая жизнь. Случайный разговор с незнакомым
стариком, встреченным на опушке леса, убеж-
дает его, что дела в колхозе идут неважно:
кормов не хватает, урожаи бедные, пережили
страшный голод, замучены налогами. Да за-
чем что-то говорить, если Федор и сам видит,
как работают крестьянские женщины на кол-
хозном картофельном поле. Так за что же тог-
да он пострадал? Ведь несчастья Ровбы не
стали основой для зажиточной и радостной
жизни других людей…
Но самое страшное было впереди. Федор
и не догадывался, что его ожидает в краю
родном. Он все-таки попался на глаза одно-
сельчанам, и те поднялись против него, уст-
роили облаву, как на какого-то дикого зверя.
Из города приехали милиционеры, районные
активисты во главе с его родным сыном Ми-
колкой. Федора окружили со всех сторон, за-
гнали в угол, оставив ему единственный
путь — в болотные топи.
Но болотная глушь по сравнению с ярос-
тью преследовавших его людей казалась не
такой страшной. Федор в их глазах перестал
быть человеком, ведь эти люди уже не живут
по человеческим законам. У них своя правда,
свои лозунги, свои законы, навязанные госу-
дарством. Революционная идеология вытра-
вила в этих людях лучшие чувства, застави-
ла забыть их свое прошлое. Сложившиеся го-
дами жизненные устои разрушены. И Федор
не хочет быть своим среди людей, которые
утратили нравственные ценности, покорно
поддавшись влиянию зловещей силы в лице
государства. Он знает, что там, в болоте, его
погибель. Но он также осознает и то, что не
вернется к тем людям, с которыми у него нет
ничего общего. Возвращение назад равно-
сильно для него нравственной гибели. Тряси-
на поглотила Федора вместе с его болью.
Мы видим, как остро В. Быков пережива-
ет судьбу своего народа, принимая близко
к сердцу страдания людей. Автор правдиво
отражает в своем произведении трагические
события 30-х годов, показывает несправедли-
вость по отношению к труженикам земли,
а также те социальные разногласия, которые
привели к тяжелым последствиям в судьбах
людей.


ТРАГЕДИЯ ФЕДОРА РОВБЫ — ТРАГЕДИЯ КРЕСТЬЯНИНА — ТРУЖЕНИКА В ПЕРИОД КОЛЛЕКТИВИЗАЦИИ (по повести В. Быкова «Облава»)