Тема сочинения по циклу рассказов Тургенева «Записки охотника»
Центральным Произведением в раннем творчестве писателя были «Записки охотника», сыгравшие выдающуюся роль в развитии русской литературы. Здесь Тургенев вплотную подошел к постановке коренного вопроса русской жизни тех лет, подводя читателей к выводу, что именно закрепощенный народ составляет живую душу нации.
Антикрепостническая направленность «Записок охотника» выражалась прежде всего в прямом противопоставлении помещиков и крепостных крестьян. С нескрываемой иронией рисует Тургенев разные типы крепостников с одной стороны,
Совершенно иначе нарисованы в «Записках охотника» крестьяне: умный, хозяйственный Хорь, Калиныч с его поэтической натурой, бесконечно терпеливая Лукерья, талантливый Яков Турок, любознательные, одаренные ребятишки из «Бежина луга». Душевная щедрость, трезвый ум и благородство, высокая духовность и самоотверженность — таковы черты русского национального характера, поэтически воспроизведенные Тургеневым. И именно эти люди, наделенные высокими нравственными качествами, мыслящие и совестливые, обречены были быть «собственностью» того или иного помещика, как правило, тупого и пошлого.
Тем самым ярко и убедительно показывалась и доказывалась моральная неоправданность, бесчеловечность крепостного права, нарушавшего основные естественные неотъемлемые права человека.
Рассказы, входящие в единый цикл «Записки охотника», объединяются благодаря общей идейно-тематической основе и наличию образа охотника, ставшего композиционным стержнем всей книги. Повествователь воспринимается не как условная фигура (безликое, связующее звено), а как одно из действующих лиц, нарисованных в соответствии с требованиями реалистического искусства, Ему придана жизненная достоверность. Это, как правило, очевидец события, которое описывается; отсюда и доверие к его рассказу, возрастающее еще и потому, что он сам вызывает симпатию как личность. Рядом деталей Тургенев подчеркивает его искренний интерес к людям, глубокое уважение к крестьянам-собеседникам, любовь к природе и народной песне и т. д. Через образ повествователя в первую очередь проявляется авторское сознание в «Записках охотника».
При этом чрезвычайно существенно, что охотник вовсе не стремится научить крестьян чему бы то ни было. Напротив, он сам учится у них. Так, беседы с Хорем приводят его к важным выводам о деятельности Петра I, о характере русского человека: «Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.
Что хорошо — то ему и нравится, что разумно — того ему и подавай, а откуда оно идет,- ему все равно». Легко заметить, что в этих словах по существу уже намечен Евгений Базаров. Прочитав первые рассказы из «Записок охотника», Белинский проницательно заметил, что Тургенев «зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему никто еще не заходил».
Пленительные пейзажи, признанным мастером изображения которых был Тургенев, становятся в «Записках охотника» дополнительным средством авторской оценки действительности. Вне родной природы даны помещики; любимые герои писателя, напротив, нарисованы в органическом единстве с нею. Одним из первых Тургенев открыл красоту природы средней полосы России, показал слияние человека из народа с окружающим его миром.
Пейзаж у Тургенева не просто некий нейтральный фон. Он играет важнейшую роль в структуре произведения, являясь мощным средством раскрытия авторской концепции.
К «Запискам охотника» примыкают повести «Муму» и «Постоялый двор», созданные Тургеневым в 1852 г. В них резко противопоставлены крестьянский мир и мир помещиков. В повестях речь идет об огромных возможностях народа и вместе с тем о его напрасно загубленных силах. Таков Герасим («Муму»), отличающийся не только физической мощью, но и духовной цельностью, твердыми нравственными принципами.
Он одерживает моральную победу над барыней и становится воплощением тех положительных черт русского народного характера, которые найдут дальнейшее развитие в русской литературе 60-х годов. Утверждение Величия, талантливости, душевного богатства и красоты простого русского человека, новые принципы изображения народа, замечательное мастерство писателя, искусство пейзажа — все это знаменовало целый этап в истории русского и европейского реализма.
В «Записках охотника» Тургенев прежде всего выяснял значение народного характера в исторических судьбах России. Одновременно он продолжает разрабатывать еще одну проблему, связанную с изучением психологии и идеологии дворянской интеллигенции, ее роли в жизни страны. Началось это еще в его ранней повести «Андрей Колосов» (844), отразилось и в «Записках охотника» (» Гамлет Щигровского уезда», 848).
В новых повестях «Переписка» (844 — 854), «Дневник лишнего человека» (850), «Яков Пасынков» (855) внимание писателя сосредоточено на изображении современного человека с его напряженными философскими исканиями, углубленным самоанализом, носящим даже болезненный характер, оторванным от реальной действительности.
Тема «лишнего человека» не случайно привлекала внимание Тургенева в 50-е годы, когда особую остроту приобретал вопрос о деятелях, способных пробудить русское общество. Тургеневский герой, нарисованный с несомненным сочувствием,- человек мыслящий, образованный. Он глубоко страдает от практической ненужности полученных им когда-то знаний, от одиночества, неспособности и невозможности найти свое место в жизни.
Именно от Тургенева берет свое начало самый термин «лишний человек», который стал определением важного общественно-литературного явления, нашедшего свое отражение в ряде художественных произведений русской литературы.