Народные характеры в рассказах цикла “Записки охотника” И. С. Тургенева
“Записки охотника” И. С. Тургенева сразу же обратили на себя внимание после выхода отдельным изданием в свет. Вышли они в 1852 году.
JI. H. Толстым было отмечено, что Тургенев “сумел в эпоху крепостничества осветить крестьянскую жизнь и оттенить ее поэтические стороны”. Он находил в русском народе “больше доброго, чем дурного”, и именно это видение красоты души мужика в “Записках охотника” придавало существенное значение и достоинство произведению.
Трудная, а порой и трагическая жизнь простого мужика не поэтизировалась
Эти произведения были главным аргументом писателя против безобразия крепостничества.
Его “Записки охотника” открыли новый мир русскому читателю – крестьянский мир. И. С. Тургенев явился продолжателем традиций Н. В. Гоголя, показавшего
Тургеневские же мужики – это живые души, которые имеют реальных прототипов и написаны с достоверностью. Именно этого принципа и придерживался всегда писатель, описывая крестьян. Его персонажи несут в себе отражение русской души, русского национального характера.
Несмотря на “недоверие к бурным страстям и порывам, они обладают поистине мудрым спокойствием, проявляют сдержанность духовных и физических сил”. Но это не говорит о том, что герои “Записок охотника” инфантильны и безразличны ко всему происходящему.
Сравнивая в рассказе “Хорь и Калиныч” мужиков Орловской и Калужской губерний, писатель пытается проникнуть в тайну характера русского мужика. И. С. Тургенев сопоставляет два психологических типа: спокойного, практичного и рассудительного Хоря и поэтичного и мечтательного Калиныча. Внешне это совершенно два разных человека, это две стороны одной медали, две части русского характера. Хорь -“лысый, низкого роста, плечистый и плотный.
Склад его лица напоминал Сократа: такой же высокий, шишковатый лоб, такие же мелкие глазки, такой же курносый нос”. В его характере были такие черты, как практичность и рационализм. Он “понимал действительность, т. е. обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином”. Немногословный.
Впрочем, многое разумел про себя. Семейство у Хоря было многочисленное: шесть сыновей, снохи и жена, и было оно единодушным и покорным.
В отличие от Хоря Калиныч был человеком мечтательным, романтичным и восторженным. “Калиныч был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны”.
Перечитывая “Записки охотника”, мы гордимся благородной и одухотворенной натурой их творца. В богатстве личности автора и высоте его идеала – залог бессмертия произведения искусства. В красоте души простого русского мужика отразилась прекрасная душа самого писателя.
Он разглядел “искру Божию” в другом потому, что имел ее сам. Но Калиныч обладал талантами, которые признавал и Хорь, – заговаривал кровь, испуг, бешенство, и рука у него была легкой. Сравнивая этих персонажей, можно сказать, что Калиныч был олицетворением поэзии жизни, он был ближе к природе.
Как “посол природы” он приходит с пучком земляники к своему другу – Хорю.
И. С. Тургенев показывает, что Хорь лучше понимает людей, а Калиныч – природу. Впрочем, разность характеров не мешала преданной и искренней дружбе между этими двумя мужиками, “они составляют единство, имя которому – человечество”. И. Тургенев с любовью изображает своих героев, его отношение к ним показывает нам, что он ими гордится.
Этим рассказом писатель отрицает, что реформы Петра I оторвали Россию от народности. В его рассказе показано, что Хорь и Петр I – родственные души. Как Петр I ломал старые устои жизни своего времени, преобразовывал Россию, так и Хорь не прочь поломать себя, он смело смотрит вперед, и оба они уверены в своих силах, в своей крепости.
Это как раз и видно из разговоров Хоря, а также по его характеру.
Рассказ “Певцы” – один из лучших рассказов цикла “Записки охотника”. Это рассказ о двух певцах – рядчике и Якове Турке. И. С. Тургенев разглядел в этих героях не только красоту души русского человека, но и талант, “искру Божию”. Так, пение рядчика, бойкое и виртуозное, украшенное немыслимыми переливами, по определению Тургенева, есть искусство, выше которого подняться уже невозможно.
Но это впечатление сохраняется до тех пор, пока не появляется возможность сравнить это мастерство с мастерством, идущим из глубины души, искусством подлинным, от которого “закипают на сердце и поднимаются слезы к глазам”. Таким талантом обладает Яков Турка, в образ которого И. С. Тургенев вложил все, что есть в простом русском человеке. “В нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль”.
Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватает нас за сердце, хватает прямо за его русские струны. По убеждению И. С. Тургенева, красота – единственная бессмертная вещь, и свое влияние она простирает даже над смертью. И где, как не в человеческой индивидуальности, может сиять красота.
Писатель очень тяжело переживал порядок и положение вещей, которые были в крепостнической России. Он ненавидел общество, которое разрешало унижать человеческое достоинство, и не мог жить в этом обществе. Писатель уехал за границу, и большая часть одного из самых русских произведений не только по теме, но и по духу написана им вдали от России. Тургенев сам признавался в том, что: “Знаю только, что я, конечно, не написал бы “Записок охотника”, если бы остался в России”.
В крепостном праве писатель видел зло, и, несмотря на мягкость своего характера, в этом вопросе он был непреклонен. Это и выразилось в его произведениях – правда о бедственном положении русского народа, жизнелюбие и талантливость которого прославлял И. Тургенев.