ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА
КЛАССИКА
А. А. БЛОК
ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА
А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в конце 90-х годов XIX столетия как лирик, отрешенный от реальной жизни, целиком погруженный в свои смутные душевные переживания. Однако все сочинения, колебания и приступы отчаяния, свойственные Блоку, отступали перед спасительной верой в прекрасное будущее. Источником этой веры была Россия.
Обращение поэта к теме Родины, осмысление ее исторического пути и грядущей
Вот оно, мое веселье, пляшет
И звенит, звенит, в кустах пропав!
И вдали, вдали призывно машет
Твой узорный, твой цветной рукав.
В стихотворении «Россия» (1908) вновь звучит мотив вольности и бунта (красота России — «разбойная краса», «звенит тоской острожной глухая песня ямщика»). В «Руси» (1906) Россия предстает перед читателем
Ты и во сне необычайна.
Твоей одежды не коснусь.
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне ты почиешь, Русь.
Блок, поэтизируя старину, воспевал «дремучую», «колдовскую» Русь. Но за этим прекрасным и таинственным обликом видны картины реальной убогой жизни («утлое жилье», «вихрь, свистящий в голых прутьях»).
В дальнейшем поэт стал все яснее ощущать, что его путь должен сливаться с историческим путем Родины. Он предчувствовал, что в стране назревают революционные события. Особенно значителен в этом смысле пророческий цикл «На поле Куликовом».
Поэт предрек России «высокие и мятежные дни». Здесь видна тема неуспокоенности и движения:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Россия запечатлена в образе степной кобылицы, которая воплощает в себе вечное движение, преодоление трудностей. Образ России, устремленной «в даль веков», по внутреннему смыслу близок «птице-тройке» Гоголя. Важную роль в патриотической лирике Блока играет мотив «долгого пути», лежащего перед Родиной:
О Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Поэт отождествляет свои личные переживания с трагической судьбой России, воспринимая Родину как часть себя:
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь сердце, плачь…
Блок создал свой самобытно-неповторимый лирический образ Родины — не матери, каким он был у поэтов прошлых столетий, а подруги, возлюбленной, «светлой жены». Россия для поэта — это самое святое:
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Характер чувства к России, восприятие ее изменялись, но любовь к ней Блок пронес через все свое творчество. Эта любовь помогала ему выжить в тяжелые и переломные моменты, в моменты душевного неустройства (когда была сожжена библиотека в Шахматове).
Россия Блока — надежда и утешение. Для поэта любовь к Родине — чувство глубоко личное. В октябре 1908 года Блок написал потрясающие строки:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые,
Как слезы первые любви!
Блок верил в Россию:
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль…
Она никогда не пропадет, не сгинет, с нею и «невозможное возможно».
«Россия — буря», — говорил Блок. Через все его стихи о Родине прошел ряд образов и метафор, представляющих безостановочное движение: ветер, вьюга, снежная метель. В поэме «Двенадцать» Блок запечатлел в метелях и пожарах образ новой, свободной, революционной Родины.
Поэт принял революцию как стихийный, неудержимый «мировой пожар». Но в его стихотворениях звучит тревога:
Доколе матери тужить?
Доколе коршуну кружить?
Зловещая птица — символ несчастья… В «Скифах» Блок, обращаясь к исторической судьбе Родины, призывает покончить с войнами.
Блоковская Россия — это и необъятные русские дали, и бесконечные дороги, и кровавые закаты, и бешеные тройки, и буйные вьюги, и пожар войны… Однажды Блок, выступая перед публикой, в ответ на просьбу прочесть «о России» ска-
Зал: «Это все — о России». А в письме к Станиславскому поэт писал, что этой теме он сознательно и бесповоротно посвящает жизнь. По словам М. Горького, истинный поэт — эхо мира, а не только нянька своей души.
Я думаю, что эти слова с полным правом можно отнести к Блоку.