Тема поиска правды в прозе Шолохова (по роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина»)

Роман-эпопея М. А. Шолохова «Тихий Дон», несомненно, является значительным произведением. Автору удивительно точно и выразительно удалось показать жизнь донского казачества на фоне конкретных исторических событий. Художественное время охватывает период великих потрясений в России, раскрывает и показывает судьбы многих людей, связанных с этими событиями.
Драматичность судеб донского казачества наиболее ярко открывается в истории жизни Григория Мелехова. Этому мужественному и открытому душой человеку выпало на долю, можно сказать,

все, что определяло век, — война мировая и война гражданская, революция и контрреволюция, уничтожение казачества, крестьянства… Кажется, нет таких испытаний для человеческого достоинства и свободы, через которые, как сквозь строй, время не прогнало бы его.

В человеческой натуре Григория Мелехова переплелись казачья вольность и судьба народа.
Революция казалась спасением для таких, как Мелехов, ведь слова свободы были начертаны на самих ее знаменах. Но не было в жизни Григория большего разочарования, чем реальность красного лагеря, где ударило все то же бесправие, а насилие над человеческой жизнью

оказалось главным оружием в борьбе за грядущее счастье.
Правдиво рисует Шолохов портреты бойцов. Это — сын батрака Михаил Кошевой, машинист мельницы Иван Алексеевич Котляров, профессиональный революционер Штокман, солдат революции Бумук.
Семена революционной правды находят благодатную почву в среде казачьей бедноты. Михаил Кошевой проникается идеями революции и ясно сознает, что в наступившей борьбе нельзя оставаться посредине между двумя воюющими лагерями. «Страшней людской середки ничего на свете нет», — говорит он.
Перечеркивая все представления о мужской, казацкой чести на войне, по приходу Подтелкова защитники свободы, как капусту, секут саблями безоружных пленных. Да и самого Григория, едва он вернется в родной хутор Татарский, чтобы залечить рану и как-то разобраться в сумятице мыслей, вчерашние товарищи станут травить, как дикого зверя. Потому, когда займется казачий мятеж, покажется Мелехову, что вот, наконец, и определилось все — и для него самого, и для родного края. «Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…» — он мчится в сражении с «краснопузыми», запалив коня, и будущее ему представляется как прямой, ясно высеченный ночным месяцем шлях…
Между тем, впереди только новые крушения. Ожившая было надежда, что можно как-то заново «переиграть жизнь», в коннице Буденного обернется еще одной развеявшейся иллюзией. И Мелехов скажет своему дружку Мишке Кошевому: «Все мне надоело: и революция, и контрреволюция… Хочу жить возле своих детишек…»
И погонит героя снова судьба дальше — через форменную банду, через новые смерти, гибель Аксиньи… И все-таки он совершит свой последний дерзкий поступок, пусть и совершенно безрассудный: хоть на час вернуться к родному куреню, на знакомую донскую кручу.
Судьба Григория Мелехова — это тревожная судьба самого народа. Мечта Григория жить жизнью труженика, семьянина, кормильца постоянно разрушается жестокой реальностью гражданской войны. Тоскует он по такой правде, под крылом которой мог бы согреться каждый.

Но такой правды нет ни у белых, ни у красных. Сама душа его выжжена, словно черная степь. И все-таки остается последняя, но очень важная ниточка, связывающая людей с жизнью, — это родной дом.

Дон, земля, ждущая хозяина.


Тема поиска правды в прозе Шолохова (по роману «Тихий Дон» или «Поднятая целина»)