Тема «маленького человека» в романе Г. Флобера «Пани Бовари»

Роман «Пани Бовари» Гюстав Флобер написал в середине XIX столетие. Это время общественного спада, когда среди трудной будничности особенно четко обозначилась беззащитность обычного человека перед действительностью. Флобер передал эту атмосферу будничности через восприятие главной героини.

Эмма Бовари, кажется, готова была выдержать любую работу, ссоры свекрови, только не обыденщину. Серость существования удручала Эмму, лишала жизненных сил, стимула и она стремилась украсить будние, будто праздничными фонариками, яркими действиями,

одной из которых был балл. Это было сказочное событие.

Эмму ослепил блеск благосостояния, платьев, а главное — ощущение праздника. Она жила надеждой на повторение этого праздника. Эмме такая жизнь казалось ненастоящим, и ее не утешило даже рождения дочери Берты. Она оставалась к ней равнодушной, поручила няньке.

Всем естеством стремится Эмма выйти за пределы тусклого существования, брошу» ты вызов будням, достаться мечты.

Главной героиней романа Флобера есть Эмма Бовари. Тем не менее не менее есть второстепенные персонажи, в частности ее муж Шарль. Автор рассказывает о Шарле больше в начале

книги, до брака с Эммой. И это справедливо, ведь и он имеет право на маленький луч счастья.

Авторитарная жесткая мать, а потом жена сделали этого мужчину слабым, безвольным. Самый смелый его его поступок — это бракосочетание с Эммой, которую он избрал сам. Шарль был такой счастливый. «Весь мир ограничивался для него теперь шелковистым кругом ее юбок, он казнил себя, что недостаточно любит ее, всегда скучал за ней, спешил возвратить домой, и сердце его колоти когда он сбегал вверх по ступенькам». И он был обычным мужчиной, не героем, а она скучала через будничность жизни.

Он был никем, просто жил, «ничего не учил, ничего не знал, ничего не желал». Он всегда был обычным, обычным еще со школьных лет, и главное — его это устраивало.

Шарль не изменился, так как жил, как хотел. Разве можно осуждать человека. За то, что он не амбициозен, не тянется к славе любой ценой!

Поэтому он простил Родольфа, когда после смерти Эммы находит письма к нему. Есть что-то светлое в образе Шарля Бовари, такого нечиновничьего, и в то же время величественного. Надо иметь незаурядную мудрость, чтобы понять: на все воля Божья, и не надо делать что-то напоказ, не надо силиться и искать виновных.

Надо просто жить. Кто же еще может быть назван «маленьким человеком»? Наверное, никто. Так как никто не желает мирится с тем, как распорядилась судьба.

И потому каждый — аптекарь Оме, Родольф — стремятся осуществить свои желания, чтобы, хотя казаться большими. После смерти Эммы Леон удачно вступает в брак, аптекарь Оме получает орден, Лере открывает новый магазин. Все достигли успеха. А добродушный смешной Шарль вызвал у них сожеление.

Но он просто честно прожил свою жизни «маленького человека».


Тема «маленького человека» в романе Г. Флобера «Пани Бовари»