Гюстав Флобер Краткое содержание Госпожа Бовари анализ (Литература XIX века)
Роман “Госпожа Бовари” Флобера сразу же ввел в круг самых известных и популярных писателей Франции. Немало способствовал этому скандал с судом над романом. Однако читающая и мыслящая Франция по достоинству оценила дарования автора и возвела его в ранг живого классика.
Полистаем роман. Маленький провинциальный городок. Приземленная жизнь его обитателей.
Ни одного героического характера. Все мелко, ничтожно, пошло.
Молодая, красивая Эмма Бовари, дочь богатого мельника. Воспитывалась в пансионе.
Начиталась романов о рыцарях,
Муж оказался по-телячьи добрым, любящим, но без всякого честолюбия, без всяких признаков дарований.
Тоска. Ожидание чего-то необыкновенного. Вот, вот покажется полоска белого паруса. Кто-то придет, принесет ей счастье, вырвет ее из унылого и беспросветно пошлого быта.
Но никто не приходил, ничего необычного не случалось.
Однажды пришло приглашение на бал к местному
Правда, один светский лев обратил на нее внимание. Предприняты все средства обольщения. “Лев” понял, с кем имеет дело (кругозор и вкусы “мещаночки”), и обставил дело ухаживания всеми атрибутами романтической влюбленности.
Вступив на скользкую стезю адюльтера, Эмма все больше погружается в болото лжи, постоянных обманов. Тайно от мужа для своих похождений берет деньги в кредит, подписывает долговые обязательства, не задумываясь над тем, к чему это может привести. Смутно чувствует, что вся эта любовь, о которой ей твердят любовники, – сомнительная, ненастоящая любовь, что все это что-то грязное и недостойное, но уже остановиться не может и все больше и больше погружается в нравственную трясину.
Как финал – требование заимодавца о немедленной уплате долгов. Метания обезумевшей женщины. Отказ любовников от помощи.
Стыд разоблачения перед мужем, которого долго и подло обманывала; наконец – мышьяк и мучительная смерть.
Шарль Бовари, муж этой женщины, – самый заурядный человек, простой, доверчивый, любящий, всем всегда довольный. Он не знал духовных притязаний своей супруги, вряд ли их мог бы и понять. Он был крайне потрясен всем случившимся.
И даже теперь он не мог понять своей жены. Ее внутренний мир ему так и остался недоступным. Встретив Рудольфа (светского льва любовника Эммы), он мучительно всматривается в него, чтобы понять, чем тот очаровал его жену, каким должен был бы быть он, Шарль, чтобы нравиться жене.
Из всех пошлых людей, заполнивших роман Флобера, единственным – героическим” лицом оказался Шарль Бовари – “негероическим героем”.
Источник: Артамонов С. Д. Сорок веков мировой литературы. В 4 кн. Кн. 4. Литература нового времени. – М.: Просвещение, 1997