СВЕТ «ЗЕЛЕНОЙ ЛАМПЫ» АЛЕКСАНДРА ГРИНА
Построим урок в жанре рассказа, сохраним его композицию в методическом решении урока, его этапах — экспозиции, завязке, развитии действия, кульминации, развязке.
Экспозицией будет служить необходимая актуализация знаний по теории литературы, обращение к жанру рассказа как небольшому произведению прозаического характера, в котором нарисовано одно, реже — несколько событий с малым количеством действующих лиц.
— Что нужно продумать, увидеть, вообразить, чтобы сочинить рассказ? (Ученики выдвигают свои гипотезы, свои суждения
— Замысел, тема, основная мысль, сюжет, композиция, действующие лица и способы их описания, своеобразие стиля — как способы «завораживания» читателей должны возникнуть в нашем воображении.
— Попытаемся воспользоваться своими творческими возможностями. В произведениях Грина особую, символическую, часто смысловую значимость имеет цвет («Алые паруса», «Золотая цепь», «Блистающий мир»). Составим ассоциативный ряд к заголовку рассказа «Зеленая лампа», написанному на доске: свет, уют, семья, доброта, зеленая трава, литературное общество, свет в ночи, огонек, книга,
Толстой играл в зеленую палочку).
А теперь прочитаем первую часть рассказа А. Грина «Зеленая лампа», дополним наш ряд ассоциациями Грина: тайна, «сигнал для людей», надежда.
— На какой эмоциональной ноте, чувстве, интонации обрывает повествование автор? — спрашивает учитель и предлагает закончить рассказ с помощью собственного воображения, не переворачивая страницы 279 учебной хрестоматии для 8-го класса под редакцией Г. И. Беленького.
Развитие действия урока осуществляется путем написания учениками в течение 10-15 минут своих индивидуальных продолжений (развязок рассказа), которые зачитываются и обсуждаются с точки зрения логики развития характеров, воплощения идеи, интонации.
Сочиняя развязки, школьники столкнулись с необходимостью понять характеры героев, определить идею как основную мысль рассказа, так как концовка «истории» завершает движение авторского замысла.
Первый путь воображения школьников — показать, что свою судьбу герой должен строить сам, преодолевая трудности, а не пассивно ждать удачи, не превращаться в «игрушку» другого человека. В концовках «авторов» Джон Ив отказывается от условий игры или погружается в свои размышления, занимается чтением, находит дело в жизни.
«Джон Ив провел уже неделю, ожидая чего-то особенного, он все сидел у окна. В его глазах светилось предчувствие счастья, но иногда блеск гас и он задумывался над тем, зачем он здесь сидит. Ему становилось жаль тех своих надежд, когда он верил, что не деньги, а свобода для него лучшее лекарство от одиночества и других недугов» (Елена С.).
Наиболее интересной школьникам показалась такая развязка Ксении Н.: «Вот уже прошло 9 лет. Стильтон уже и забыл про свою злую шутку, даже не вспоминал, кому он ежемесячно присылает деньги. Это вошло в его привычку.
Он старел, понимая, что у него нет ни жены, ни детей, ни близких. Он был одинок. И глаза его все чаще бросали на мир пустой разочарованный взгляд.
А в той комнате каждый вечер при свете зеленой лампы молодой человек читал. Его одиночество скрашивали перо и бумага. Он стал писателем.
Однажды Реймер прочитал его книгу, вспомнил Джона Ива и стал его другом».
Второе направление творческого воображения детей — это желание исправить Стильтона, изменить его решение, повлиять на его отношение к другому человеку как средству, вещи, игрушке. «В это время в автомобиле Реймер убеждал Стильтона, что не по-человечески делать из людей заложников пари. Прошла ночь, и ранним утром Джон Ив услышал звонок в дверь. Перед ним стоял сам Стильтон…» (Мария К.). «Но однажды Стильтон остался дома один и вдруг задумался над тем, что он сделал…» (Мария Р.).
При обсуждении было отмечено, что «читатели-авторы» не сопоставили заданность характера Стильтона с нелогичностью сюжетной развязки — исправить такого человека могут только критические, экстремальные обстоятельства, именно такие и создает А. Грин для своего героя во второй части рассказа.
Третье направление детской фантазии явно находится под влиянием времени — Дети «предлагают» Джону Иву скопить деньги за долгие годы и открыть свой ресторан «Зеленая лампа» для всех отчаявшихся в ночи или лавочку, гостиницу, магазинчик, то есть видят его состоятельным человеком.
Исключением явилась развязка, которую предложила девочка, — случай меняет героев местами, сейчас лампу зажигает Стильтон, а Джон Ив ходит смотреть на ее свет и переводит деньги. Сопоставление развязки с сюжетом А. Грина помогло школьникам увидеть глубину замысла автора, который не принял морали «зуб за зуб» и показал всю силу гуманизма Джона Ива, протянувшего руку помощи Стильтону в трудную, роковую минуту.
Кульминацией урока становится «момент истины» — Чтение учителем второй части рассказа, в которой Джон Ив не только сохраняет свое достоинство и исполняет свою мечту — становится врачом, но и помогает Стильтону, поступая великодушно. В классе возникают напряженное внимание, удивление, восхищение, вызванные неожиданной развязкой, фантазией автора, сменой настроения, несовпадением гипотетических сюжетов с идеей автора.
Учитель формулирует итоговый проблемные вопросы:
— Почему А. Грин назвал свой рассказ «Зеленая лампа»? Какую роль она сыграла в жизни героев?
В рассуждениях детей зеленая лампа постепенно становится не просто деталью сюжета, знаком, интригующим моментом развития действия, а комментируется как символ веры в возможности человека, в его стремление к исполнению мечты, как символ надежды, преодоления, как символ света, добра. И главное, что отмечают юные читатели, — побеждают в рассказе великодушие, прощение, благородство чувств и мыслей, поднятое до простоты и ясности поступка, реальной помощи человеку. Прочитаешь «Зеленую лампу» Грина, «и ляжет на душу добро» (Б.
Ахмадулина).
Символ «зеленой лампы» как материальное явление, представляющее в наглядно-образной форме некоторое иное содержание, становится особой духовной ценностью, в которой есть экспрессия, метафорический смысл особого понимания. Символ предполагает вызов эмоций, ситуацию вчуствования, сопереживания, сопричастности. Зеленая лампа словно проливает свет, высвечивает, делает видимыми и открытыми «наиболее глубинные стороны» (А.
Ф. Лосев) характеров героев: способность идти к своей мечте у Джона Ива, у Стильтона — эгоизм и презрение к людям, пресыщенность жизнью и ее удовольствиями.
Зеленая лампа открывает героям новые, истинные ценности жизни. Многозначность, многоликость символа будит воображение читателя, оставляет ему пространство для фантазии, размышления, рефлексии. «Свет в душе, свет солнца, свет во мраке ночи, свет маяка, свет свечи, свет знаний, свет надежды, свет улыбки Александра Грина» — такой ассоциативный ряд выстраивают читатели.
Развязка урока — его рефлексивный этап, когда каждому ученику предлагается коротко ответить на вопрос:
— Что вас удивило, взволновало, запомнилось?
Из стенограммы урока:
МЕНЯ УДИВИЛО:
необыкновенное воображение автора; великодушие Ива, его слова: «Позвоните мне, быть может, я дам вам работу…»; «зигзаг удачи», разворот судьбы; прием контраста, противопоставления, на котором построен рассказ; афористичность языка.
МЕНЯ ВЗВОЛНОВАЛА:
жестокость человека, который может сделать из «живого человека игрушку»; способность человека преодолеть трудности и раскрыть свои способности; биография автора, которая помогла мне понять смысл рассказа, умение автора «вселить» в читателя надежду; встреча врача Джона Ива и Стильтона. Я оценил доброту и уважение Джона Ива по отношению к Стильтону.
МНЕ ЗАПОМНИЛИСЬ СТРОКИ:
«…когда вам будет скучно, приходите сюда и улыбайтесь»; «Если желание сильно, то исполнение не замедлит»; фраза Стильтона: «Простите меня»; «…а спускаясь по темной лестнице, зажигайте… хотя бы спичку», так как здесь скрыт тайный смысл, его идея — это вопрос: сколько же нужно света человеку для счастья? «…лампа, озаряющая темноту ночи»; «…учиться несмотря ни на что»; «…наобещать такую кучу благодати», я подумал о цене подарков судьбы; «…он хоть имеет надежды».
Каждый в классе заканчивает фразу: «Автор ходом повествования приводит нас к мысли, что человек не игрушка судьбы, а творец ее, если у него есть…»
руки и голова на плечах, он должен сам построить свою жизнь и сделать ее счастливой; цель в жизни, в которую он верит; высокая самооценка, человек не должен сомневаться в себе; воля, желание непременно изменить судьбу и стать счастливым; терпение, желание, мужество, чистое сердце и душа; надежда, вера, а главное — желание сделать жизнь лучше; желание и воля чего-нибудь добиться; ум, цель, старание; чувство собственного достоинства и трудолюбие.
Послесловие урока — творческое задание, которое выдается на карточке каждому ученику:
«Если вы «внезапно ощутите тоску по блеску ветра, по солоноватому запаху морской воды, по Лиссу, по его жарким переулкам, опаляющим глаза женщин, шершавому желтому камню с остатками белых ракушек, розовому дыму облаков, стремительно взлетающему в синеву небосвода», то откройте книгу рассказов Александра Грина, и… пусть «страстное желание» беззаботно погрузиться в вольную приморскую жизнь вдохновит вас на чтение».
Прочитайте три отрывка и определите, какой из них принадлежит перу А. Грина, обоснуйте свое предположение.
1. «Море было подернуто рябью, легкий Эвр раздувал паруса. Я позавидовал морякам, бороздящим моря в любое время года, и подумал, что, вероятно, какой-нибудь недобрый бог послал этот корабль, чтобы испытать меня. Каждый раз при виде моря сердце мое переполняется желанием, я закрываю глаза и вижу себя на палубе, соленый ветер ласкает мне лицо, воображение рисует долгие ночи под звездным небом, когда спокойное море и теплый воздух манят ко сну.
Только тому, кто много плавал и по тихим, и по бурным водам, знакома радость, которой море наполняет душу мореплавателей» (Л. Малерба).
2. «Я был в Севастополе мальчиком… но с тех пор не мог забыть этот город. Часто мне даже снился — залитый отблесками морской воды, маленький, живописный, пахнущий водорослями и пароходным дымом.
Мне пришлось видеть много городов, но лучшего города, чем Севастополь, я не знаю» (К. Паустовский).
3. «Войдя в порт, я, кажется мне, различаю на горизонте, за мысом, берега стран, куда направлены бугшприты кораблей, ждущих своего часа: гул, крики, песня, демонический вопль сирены — все полно страсти и обещания. А над гаванью — в стране стран, в пустынях и лесах сердца, в небесах мыслей — сверкает Несбывшееся — таинственный и чудный олень вечной охоты» (А. Грин).
Проверка задания вызывает явный познавательный интерес и осуществляется сначала в парах — каждый излагает соседу по парте свою точку зрения на выбранный текст, а затем собираются все доводы и возражения. Читатели обращают внимание на особую образность языка Грина (третий фрагмент), взволнованность интонации, яркость метафор, отсутствие точных географических названий. Но в текстах есть и общее — увлеченность морем, умение смотреть и видеть, творческое воображение.
Обсуждение стимулирует самостоятельное чтение произведений Александра Грина и завершается домашним заданием: прочитать дома феерию А. Грина «Алые паруса».