Образ осени в рассказе К. Г. Паустовского “Желтый свет”

Для урока потребуются ксерокопии фрагментов рассказа “Желтый свет”; ксерокопии со стихами об осени; репродукции осенних пейзажей; диск с записью цикла “Времена года” П. И. Чайковского; цветные восковые мелки или цветные карандаши (на каждую парту); ксерокопии статей из “Школьного словаря литературных терминов и понятий” (авторы А. Б. Есин и др.), толкового словаря живописи, музыки.

В начале урока учитель пишет на доске цветным мелом красиво и крупно слово “Осень”, просит учащихся написать его в тетради и дает задания.

Расскажите

Соседу по парте об осени, воспользовавшись словами-ассоциациями, которые вы записали. Можно, слушая товарища, дописать то, что покажется интересным для вас. Запишите, Какие чувства возникли у вас во время рассказа об осени. Какие цвета соответствуют вашим осенним чувствам?

Объедините В группы слова-ассоциации, обозначающие цвет, звуки, запахи, свет, природные явления осени и др.

Вы вспомнили свою осень. А сейчас увидим, как описывает осень мастер пейзажной прозы – Константин Георгиевич Паустовский.

В рассказе “Желтый свет” есть такое признание писателя:

“Я изучал осень

упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью.

Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в нее и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах”.

Воспользуемся советом писателя и внимательно всмотримся в его описание осени.

Работа по группам (10 минут). Каждой группе предложен свой фрагмент рассказа и к нему вопросы и задания.

Прочитайте фрагмент рассказа. Подготовьтесь выразительно читать его вслух. (Группа сама определяет, кто участвует в чтении.) Какие детали осеннего пейзажа выделяет, подчеркивает автор? С помощью какого приема они показаны?

Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Воспользуйтесь выписками из словаря литературоведческих терминов. Выполните задания в таблице.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ осени в рассказе К. Г. Паустовского “Желтый свет”