СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание» был напечатан в 1866 году. Это
роман о современной России, пережившей эпо-
ху глубочайших социальных сдвигов и нравст-
венных потрясений, роман о современном ге-
рое, вместившем в грудь свою все страдания,
боли, раны времени.
Уже в самом начале этого произведения
мы узнаем, что его главный герой — бедный
студент Раскольников «покусился» на какое-
то дело, которое есть «новый шаг, новое соб-
ственное слово», что месяц назад у него заро-
дилась
теперь близок. «Странная мысль наклевыва-
лась в его голове, как из яйца цыпленок».
И вдруг услышанный в трактире разговор
студента с офицером о «глупой, бессмыслен-
ной, ничтожной» старушонке-процентщице;
убей старуху, возьми ее деньги, «обреченные в
монастырь», — возьми не себе — для погиба-
ющих, умирающих от голода и порока, и будет
восстановлена справедливость. Именно эта
мысль и «наклевывалась» в сознании Расколь-
никова. Подтверждением этому служит его
статья «О преступлении».
Раскольников приходит
во имя идеи, во имя справедливости пролитие
крови может быть оправданным, даже необ-
ходимым. Посещение старухи-процентщицы
только еще больше убеждает его в этом.
Холодно и беспристрастно пересказывает
Раскольников свою статью Порфирию Петро-
вичу. Но тот понимает: «В бессонные ночи и в
исступлении она замышлялась, с подыманием
и стуканьем сердца, с энтузиазмом подавлен-
ным». Мысль Раскольникова рождается как
ответ на действительность. Она развивается
под влиянием обстановки, окружавшей главно-
го героя романа и подобных ему людей.
В романе уделено достаточно много вни-
мания описанию этой обстановки. Родион Рас-
кольников живет в «крошечной комнатуш-
ке», имевшей «самый жалкий вид со своими
желтенькими, пыльными и всюду отставши-
ми обоями». Эта комната, длиной в шесть ша-
гов, к тому же «до того низкая, что чуть-чуть
высокому человеку становилось в ней жутко».
Раскольников живет в каморке, «которая по-
ходила более на шкаф, чем на квартиру».
Поэтому неудивительно, что лежа там часа-
ми, он вынашивал в себе мысль об убийстве.
«А знаешь ли, что низкие потолки и тесные
комнаты душу и ум теснят!» — говорит он
Соне. Не случайно и Мармеладов в отчаянии
говорит, что кроме распивочной ему некуда
пойти. Ведь он живет в полной нищете. Ком-
ната десяти шагов длиной, в которой раски-
дано детское белье, где стоят два стула, обод-
ранный диван, неукрашенный кухонный стол
и кровать, отгороженная рваной простыней, —
вот жилище семьи Мармеладовых.
Мрачен и сам Петербург. «…Духота, тол-
котня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и…
особая летняя вонь, столь знакомая каждому
петербуржцу» — так описывает Достоевский
царившую в городе атмосферу.
Раскольников не может смириться с та-
кой жизнью. Подлец тот, кто ко всему при-
выкает, все принимает, со всем смиряется.
А не подлец — бунтарь, разрушающий, сме-
тающий все на своем пути. Это тоже элемент
теории Раскольникова. Для необыкновенного,
«непослушного» человека не существует
преград. Поэтому он считает нужным во что
бы то ни стало решиться хоть на что-нибудь,
или… смерть. Но Раскольников хочет «дейст-
вовать, жить и любить!»
И все-таки не собственная бедность,
не нужда и страдания сестры и матери боль-
ше всего терзают Раскольникова. Его протест
действительно можно назвать социальным,
потому что в его основе — сопереживание го-
рю сестры и матери, несчастью обесчещен-
ной девочки, страданиям Сонечки и всей ее
семьи. Это протест против нелепости их
жизни, нищеты, порока, а также против сла-
бости и несовершенства человека. Именно
поэтому принять этот мир равносильно для
Раскольникова отказу от жизни. И единст-
венный выход главный герой романа видит
в том, чтобы стать выше этого мира, его мо-
рали, обычаев, преступить общепризнанные
нравственные нормы. Идея Раскольникова
состоит в том, чтобы «сломать что надо, раз
навсегда». Поэтому он и спрашивает себя:
«Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
Казалось бы, довольно логичная и хорошо
выстроенная теория. Но на практике она
терпит крах, принося мучения, страдания и
в конце концов раскаяние главному герою ро-
мана. Тем самым Достоевский говорит, что не
может зло, пусть даже по отношению к беспо-
лезной старухе, быть положено в основу бла-
годеяния. Наказание за содеянное оказывает-
ся не менее страшным, чем само преступле-
ние — что может быть страшнее страданий
и мучений Родиона Раскольникова, осознав-
шего свою вину?
Проблемы, поставленные Ф. М. Достоев-
ским в «Преступлении и наказании», остры
и актуальны в любое время. Социальный
протест в романе — это протест и Расколь-
никова, и самого писателя, обвинившего об-
щество, в котором стало возможно появление
теории сверхчеловека. И именно то, что До-
стоевский разоблачает эту теорию, говорит
нам, что суть протеста писателя иная (не сов-
падает с мнением Раскольникова). Основной
идеей романа, как мне кажется, является то,
что общество, построенное на сиюминутной
выгоде, на делении людей на «нужных» и
«ненужных», общество, в котором люди при-
выкают к страшнейшему из грехов — убий-
ству, не может быть нравственным и никогда
люди не будут чувствовать себя счастливы-
ми в таком обществе.