Социальная тема в творчестве А. И. Куприна

Александр Иванович Куприн — очень яркий и самобытный писатель конца XIX — начала XX столетия. В его таланте современники видели первозданную мощь русского народа, что-то могучее и сильное. Таковы и его лучшие произведения — в них отразилась жизнь различных классов и сословий русского общества.
В своем творчестве Куприн продолжал демократические и гуманистические традиции русской литературы, особенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова. Он всегда старался затрагивать актуальные события своего времени.
Заниматься литературой Куприн начал

еще когда учился в кадетском корпусе. Тогда он писал стихи. В 1889 году воспитанник юнкерского училища Куприн напечатал свой первый небольшой рассказ в журнале «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За этот поступок его арестовали и посадили на гауптвахту.

В 1841 году Куприн вышел в отставку, поселился в Киеве и стал писать для газет.
Куприн написал очень много рассказов, все они прекрасны, необычны, поднимают актуальные проблемы нравственной ответственности интеллигенции за страдания и плохую жизнь народа. Мне хотелось бы остановиться на двух произведениях А.

И. Куприна — «Молохе» и «Гамбринусе».
«Молох» написан после того, как Куприн побывал в Донецке и увидел жизнь рабочих. Надо сказать, что жизнь у рабочих сталелитейного завода была страшная. И Куприн очень красочно и достоверно воспроизводит ее в своей повести. В ней Куприн показывает противоречия между богатыми и бедными, между теми, кто работает, и теми, кто наживается на их труде.

Мы видим будни крупного капиталистического завода, убогий быт рабочих, их нищету, а также нежелание так жить, которое выливается в мятежи и грабежи. Главный герой повести — инженер Бобров, который все это видит и задумывается над происходящим. Он очень остро и болезненно реагирует на несправедливость, на страдания и боль. Писатель сравнивает капиталистический порядок со злым и страшным богом Молохом, который требует человеческих жертв.

В повести служителем этого Молоха является хозяин завода — Квашнин. Он делает деньги на всем, но также он хочет быть вождем своей буржуазной партии: «Нам принадлежит будущее», — говорит он. На заводе Квашнина боятся и делают все, чтобы ему угодить и не разозлить его.

Ему даже отдают лучшую девушку — невесту Боброва Нину Зиненко.
Это вызывает в Боброве протест, и он хочет взорвать заводские склады, уничтожив это чудище. Однако дальше мысли дело не идет. Здесь Куприн показывает, что интеллигенция того времени еще не готова к решительным действиям.

И в этом ее трагедия.
Тем не менее будущее Куприн связывает с восстанием народа — повесть заканчивается бунтом рабочих. Они все-таки подожгли завод, Квашнин убежал, а из Москвы прислали карателей для усмирения восставших. Так писатель показал, что изменить жизнь и сложившиеся устои может только сам народ.
Еще мне очень нравится замечательный рассказ «Гамбринус», который был написан в 1907 году. Здесь опять возникает тема революции — очень актуальная тема для того времени. Только здесь нет ни революционеров, ни заговоров. «Гамбринус» — это рассказ о маленьком человеке, который посмел бросить вызов властям.

Это рассказ о том, что у каждого должна быть своя позиция и ее надо отстаивать. Главный герой произведения — еврейский музыкант Сашка, которого все любят. У него есть талант скрипача, и он собирает своей музыкой всех простых людей.

Он играет разные мелодии, но больше всего всем нравится «Марсельеза» — революционная музыка. Эта музыка необходима, потому что идет революция. Однако вскоре наступила реакция, и Сашка отказывается играть гимн по заказу полицейских.

Тогда его избивают, ломают ему пальцы, чтобы впредь неповадно было.
Но Сашка не унывает — он вернулся в кабачок и продолжил играть веселую и задорную музыку. Так Куприн хотел показать, что сила искусства и дух свободы непобедимы. Эта тема будет продолжаться и в других рассказах писателя.
Рассказ «Гамбринус» учит нас не предавать свои идеалы и не падать духом ни при каких обстоятельствах.


Социальная тема в творчестве А. И. Куприна