Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — один из самых спорных и таинственных в русской литературе. Особенности хронотопа, прием «роман в романе» и хорошо скрытая авторская позиция — это лишь немногое из того, что вызывает оживленные споры литературоведов и обычных читателей романа.

Действие в романе происходит в двух пространственно-временных пластах: в современной автору Москве и в древнем Ершалаиме. «Ершалаимские» главы — это главы романа Мастера (прием «роман в романе»). Некоторые исследователи

указывают еще один пласт повествования — «вне времени и пространства»: это сцены бала у сатаны, прощения Понтия Пилата и некоторые другие. В них время не идет или идет неправильно.

Использование нескольких пластов придает содержанию глубину и «всевременность» и позволяет автору создать своеобразную систему «двойников» некоторых героев: Мастер и Пилат, Маргарита и собака Пилата, Иуда и барон Майгель и так далее.

Споры вызывает и интерпретация образа Воланда. Нет сомнения, что Булгаков изобразил дьявола, но правда ли то, что писатель хотел показать его как воплощение справедливости

— или все-таки возмездия? Нетрудно заметить, что Воланд не может прощать: Фриду отпускает Маргарита, а Пилата — Мастер; мессир объясняет это тем, что каждый должен заниматься своим делом, но он, вероятно, несколько лукавит.

Очевидно и то, что он не из доброты вытаскивает Мастера из сумасшедшего дома (куда писатель, кстати, попал по собственной воле), а лишь выполняя условия договора с Маргаритой.

Тема любви — одна из основных в романе, как и тема творчества. И в том, и в другом Булгаков видит одну главнейшую черту — жертвенность. «Тот, кто любит, разделяет судьбу того, кого он любит» — это закон любви. А в творчестве, как и в жизни, один из худших пороков — это трусость, то есть отказ жертвовать собой.

Этот порок характеризует и Пилата, и Мастера, который отрекся от своего романа, но обоих спасает любовь других героев.

Немало в романе и сатирических страниц: они изображают современную автору действительность и высмеивают валютичиков, мошенников, доносчиков, воров и приспособленцев. Высвечивают они и глупую жестокость, жадность, любовь к «халяве», все подлости и безнравственные поступки, порожденные пресловутым «квартирным вопросом», которые и сейчас часто встречаются в нашем обществе.

«Мастер и Маргарита» по глубине и обширности поднятых проблем один из величайших романов 20 века.


Сочинение по роману «Мастер и Маргарита»