Сочинение на тему: БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ (по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей»)

Протест против зла и несправедливости, про­тив деспотизма и жестокости царей, борьба гре­ческого народа за свободу и независимость, за права человека на умственный и физический труд, на открытия и достижения в разных облас­тях культуры — вот основные вопросы, которые поднимал в своих произведениях известный древнегреческий драматург Эсхил. В своем твор­честве он отразил целый этап становления афин­ского государства. Это было героическое вре­мя, — поэтому и трагедии великого драматурга наполнены героикой, возвеличиванием подвигов

во имя народа, во имя человечества.

Одним из самых ярких образов, созданных автором, стал образ Прометея, героя трагедии «Прикованный Прометей».

Согласно древнему мифу, Прометей отважил­ся противостоять грозному Зевсу: похитил боже­ственный огонь и отдал его людям. Тем самым он спас народ от гибели. Однако Зевс прогневал­ся на дерзкого смельчака и обрек его на вечные муки, приковав к скале,

Чтоб наконец признал главенство Зевсово И чтоб зарекся дерзостно людей любить.

Каждый день прилетает к скале орел и вык­левывает печень у отважного героя. Но никакие страдания не в силах заставить гордого

Проме­тея, борца за справедливость и гуманизм, поко­риться жестокому тирану. Ничто не заставит его отступиться от людей.

Знай хорошо, что я б не променял Своих скорбей на рабское служенье,

Мне лучше быть прикованным к скале,

Чем верным быть прислужником Зевеса, — заявляет он.

Гордым и непреклонным, до конца хранящим верность своим принципам, остается Прометей вплоть до того момента, когда скала обрушива­ется в пропасть. И в эту минуту он обращается к справедливости высших сил:

Без вины страдаю — гляди!

Эсхил развил мотив древнего мифа, углубив центральный конфликт, расширив значение Прометея в жизни людей. В трагедии «Прикован­ный Прометей» герой не только дает людям огонь, способный согреть и защитить их от голод­ной и холодной смерти. Он также несет им огонь просвещения.

Он обучает их наукам и ремеслам, искусствам и культуре, он открывает им все су­ществующие на земле блага цивилизации. Про­метей также оказался искусным врачом и не только использовал свои знания, чтобы лечить других, но и передавал эти знания, учил людей изготавливать лекарства, оказывать необходи­мую помощь больным. Он помогал растолковы­вать знамения, обучал добывать золото, железо, медь и многие другие богатства, скрытые под зем­лей.

Прометей у Эсхила выступает также смелым и отважным борцом за правду и справедливость. Зевс — воплощение жестокости и несправедли­вости — решил, по прихоти своей, уничтожить человечество. Но герой не позволил ему этого, он становится на защиту людей от коварного тира­на.

Сила духа Прометея, его бескомпромиссность, высокое чувство собственного достоинства, неза­висимость, стремление к справедливости делают его сильным и способным противостоять богам.

Греки очень ценили свои демократические порядки и поэтому воспринимали конфликт Зев­са и Прометея как символическое осуждение еди­новластия. Зевс — «никому не подотчетный, су­ровый царь», поэтому его самоуправство не зна­ет границ.

Греки осуждали Зевса потому, что боги не яв­лялись для них образцом поведения и справед­ливости. В отличие от жестоких и несправедли­вых богов, Прометей олицетворяет человеческий разум и прогресс. Он спорит с Зевсом и его помощ­никами Гермесом, Гефестом, Силой, Властью, стариком Океаном — защитниками своевластия, косности, приспособленчества, невежества и же­стокости нравов.

Произведение Эсхила было создано в то вре­мя, когда греческий народ особенно нуждался в герое, подобном Прометею, герое, способном до­казать, что борьба не напрасна, что она может привести к успеху, что идеалы свободы и спра­ведливости — действительно высокие и достой­ные идеалы, за которые можно отдать жизнь. В лице своего героя великий трагик увековечил образ борца за счастье и культуру человечества, борца против зла и тирании. В этом образе сли­лись воедино гордость автора за героическую Гре­цию и гордость за человека. И этот символ чело­века, который думает не о себе самом — бессмерт­ном боге, а о будущем всего народа, навеки оста­нется в сознании и памяти человечества.

Если бы все люди на земле поступали так же самоотвер­женно, честно и справедливо, человеческие отно­шения достигли бы истинного совершенства и гармонии.

Эсхил и его герой подали нам яркий пример того, что относиться к другим людям нужно бес­корыстно, думая вначале о них, а не о себе. Ав­тор дает нам понять, что Прометей мог спасти себя — ведь он владел тайной свержения Зевса с трона. Возможно, гнев грозного царя не был бы таким неумолимым, если бы герой открыл ему эту тайну.

Пытки, устроенные Зевсом, были не столько направлены на наказание Прометея за помощь людям, сколько на то, чтобы сломить его волю, заставить открыть тайну. Но ведь тайна заклю­чалась в том, что конец правления жестокого ти­рана уже близок. И герой не мог открыть этот сек­рет, чтобы не подвергнуть человечество еще боль­шей опасности, чтобы не дать в руки Зевсу ору­жия, которое помогло бы ему избежать своей уча­сти. Прометей дал людям божественный огонь знаний, культуры, ремесел, он научил их самим строить свою жизнь, озарил их существование светом справедливости и свободы.

И он не мог, не имел права своими руками погасить этот огонь. Именно поэтому Прометей продолжал терпеть нечеловеческие муки. И не требовал ничего вза­мен.

Я думаю, что огонь Прометея не погас и в наши дни. Более того, он не погаснет никогда — пока есть на земле хоть один человек, все помыслы и дела которого направлены на благо других, на счастье человечества. А такие люди есть!

И если присмотреться повнимательнее, они — вокруг нас, простые люди, похожие на нас с вами, не выставляющие напоказ свой скромный ежеднев­ный подвиг.

Учителя, врачи, ученые; те, кто бескорыстно помогает нуждающимся, больным, детям; те, кто заботится о будущем нашей земли, о будущем человечества — в груди у всех этих людей горит неугасимый огонь Прометея. И до тех пор, пока будет существовать человечество, будут жить люди с чистым сердцем, открытой душой, беско­рыстно несущие радость окружающим и движу­щие прогресс.

Глоссарий:

— переводчик

— сочинение на тему прометей

— подвиг прометея сочинение

— сочинение на тему подвиг прометея

— сочинение на тему нужны ли человечеству прометеи


Сочинение на тему: БОЖЕСТВЕННЫЙ ОГОНЬ ПРОМЕТЕЯ (по трагедии Эсхила «Прикованный Прометей»)