Сочинение на тему: «Альпийская баллада» В. Быкова — гимн любви
Эпиграф: Как это было! Война, беда, мечта и юность, Д. Самойлов. Центральная тема творчества писателя Василия Быкова — изображение жестокой правды Великой Отечественной Войны.
Действие его произведений происходит, как правило, в период гитлеровской оккупации в Беларуси. Но есть одна повесть, которая посвящена событиям за пределами родины автора, — это «Альпийская баллада» (1963). И дело не только в местности (итальянские Альпы, фашистский концлагерь в Италии), а еще и в потому, что это сочинение, по тональности, необыкновенное для Быкова
Простой белорусский тракторист, воин Советской армии, Иван Терешко и итальянская студентка, дочь зажиточных родителей, антифашистка Джулия были заброшенные судьбой в одно место — на завод в Италии, где работали смертники — плененные, антифашисты, воины сопротивления.
Жажда свободы даже в этом страшном месте не бросала Ивана и его товарищей: они подготовили взрыв, который разрушил часть изгороди завода, и части узников удалось убежать. Убегает и Иван. Как же он разозлился,
И еще больше рассердился Иван, когда увидел, что за этим бежит девушка в такой самой арестантской одежде, как и он. Тем не менее, Иван не может бросить более слабого в затруднительную минуту. Он бежит по острым камням, лезет на крутые горы и… подает все таки руку девушке.
И они начинают опасный, трудный, на границы человеческих сил путь к свободе.
«Иван все выше лез на гору, изредка останавливаясь, чтобы подождать девушку, которая из последних сил упрямо шла за ним… Проклятые горы! Иван был признательный им за недоступность для немецких мотоциклистов, но уже начинал и ненавидеть их за то, что зоны так безжалостно забирали силы».
Сначала молодые люди не усматривали в друг друге юношу или девушку. Они были товарищами по несчастью, которых воля к жизни на свободе вела в Триест — партизанский город. Со временем силы покинули Джулию, она села на камень и отказалась идти дальше.
Иван разозлился, махнул рукой и быстро пошел тропой.
«Сам он вытерпит, перейдет хребет, даже если бы пришлось ползти по пояс в снегу… Зачем беспокоится с той девчонкой? Кто она ему?»
Но ноги самые замедлили шаг, и он возвратился назад. Посадил Джулию себе за спину и понес вверх.
«Его шею щекотало теплое дыхание девушки. Тонкие пальцы ее вдруг погладили его грудь, и он встрепенулся от неожидаемой ласки».
Иван подумал, как это чудесно иметь на чужой земле близкий человека, и ощущение ее молчаливой близости наполняло его тихой радостно. Достигши, казалось бы, безопасного места, измученные беглецы, очарованные суровой красотой гор, вдруг ощущают какое-то душевное тепло. Неожиданно для самых героев в их сердцах зарождается чистая трепетная любовь. За перевалом они попали на горные луга, в тепло и красоту, в наводнение маков.
И такой самый покой, блаженство, безмерная нежность наполняли души влюбленных. Это были лучший день их жизни. Где-то далеко, за перевал отступили война, гестаповцы, смерть, голод, жажда.
Были только Он и Она.
«Лежа на траве, Иван гладил и гладил ее узкую, нагретую солнцем спину, девушка, прислонившись к его груди, терлась горячей щекой об его рассеченное осколком плечо… Она что-то шептала непонятное, но Иван понимал все».
Но смерть была за один шаг. Сумасшедший немец-узник привел за собой эсэсовцев. Отступать, убегать уже не было куда — перед ними пропасть, на дне которой белел снег.
Иван толкнул туда Джулию: «Прыгай на снег!», — а сам встретил смерть. Казалось бы, что война и любовь — вещи несовместимые. И если даже война не могла сжечь в человеческих душах высокие чистые чувства, жизнь непобедимая. Иван погиб, и Джулии посчастливилось спастись, у нее родился сын Джованни.
Жизни продолжается.