Система образов «Кому на Руси жить хорошо»
Система образов. Особенностью системы персонажей поэмы, обусловленной ее эпичностью, является то, что в ней нет одного главного героя, как в романе, поскольку Некрасова волнует судьба целого народа. Центральный персонаж здесь представляет собой собирательный образ народа, воплощенный прежде всего в семерых странниках. Недаром они лишены индивидуальных признаков: у них нет портретов, биографий, ничего не известно об обстоятельствах их личной жизни, нет у них и индивидуальных речевых особенностей.
Общаясь со своими собеседниками, они
Это взгляд на события, происходящие в пореформенной России, на ее прошлое и будущее, представляющий не частную точку зрения, не только авторскую позицию, хотя она имеется и выражена в прямых авторских словах. Но главное здесь — это точка зрения всего народа, крестьянского мира, которую
Сходные причины обусловливают появление огромного количества эпизодических персонажей, нарисованных буквально одной — двумя чертами, которые составляют основу многочисленных массовых сцен. Именно на них строятся такие главы поэмы, как «Сельская ярмонка»;, «Пьяная ночь»;, «Счастливые»; и особенно последняя часть «Пир — на весь мир»;, которая дается как предельное обобщение, теряя черты бытового реалистического изображения и превращаясь в собирательной образ всей Руси. Через Вахлачину проходят представители самых разных слоев нации, она служит местом пересечения настоящего, прошлого и будущего народа.
Такая всеобъемлющая мысль потребовала в качестве героев представить собирательный образ, который реализуется в массовых сценах и песнях, Сменяющихся отдельными «ариями»;. Так образ народного заступника, появляющийся в этой части поэмы, это и живущий «по-божески»; Фомушка, и «божия посланница»; Ефросиньюшка, и «старообряд»; Кропильников, которые воплощают живущую в самом народе идею праведной жизни, страдания за других. Но в наиболее полном виде идея народного заступничества воплощена в образе Гриши Добросклонова, который представляет не только конкретный тип личности интеллигента-разночинца, но и является обобщенным и даже условным образом. Вот почему наряду с вполне определенными социально-психологическими чертами, присущими ему (сын бедного дьячка, семинарист, собирающийся учиться в университете, сочиняющий песни; он добрый парень, любящий деревню и мужика, понимающий горести и чаяния народа), в образе этого героя есть и общее представление о молодости, устремленности в будущее и готовности принести себя в жертву ради него.
Отсюда некоторая неопределенность этого образа, проблематичность вопроса о том, можно ли считать его ответом на вопрос о счастливом человеке. Так были склонны трактовать его многие из современников Некрасова, его соратники по борьбе, а затем эта трактовка была подхвачена литературоведением советского периода. Но, очевидно, для Некрасова вопрос о народном счастье не может быть решен в судьбе одного человека, он должен решаться именно всенародно, как «пир на весь мир»;.
Точно так же в поэме выделяется более крупно и рельефно и ряд других образов, которые несут в себе определенные черты народного характера, воплощают отдельные стороны народной жизни и народного сознания: Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена Тимофеевна Корчагина, Савелий, легендарный разбойник Кудеяр. Им посвящены либо отдельные песни и сцены, либо главы или даже целая часть поэмы («Крестьянка»;), но эти образы находят свое отражение во многочисленных эпизодических персонажах, которыми так густо населена поэма. Так мотив богатырской силы народа, не находящей себе достойного применения и потому гибнущей, воплощен в образе Савелия, «богатыря святорусского»;, построенного во многом не только на конкретно-исторических, но и на былинных чертах.
Но перед читателями проходят и другие подобные ему образы, например, богатыря — каменщика Трофима, который надорвался под тяжелым грузом, как и Савелий, у которого, по его собственному признанию, сила богатырская «по мелочам ушла»;. Таков и былинный богатырь Святогор, который «в землю сам ушел по грудь с натуги»;, подняв «тягу страшную»;.
Но Савелий — это и образ народного гнева, страшного в своей неотвратимости и жестокости. Он с гордостью говорит о себе: «Клейменный, да не раб»;. В нем показано пробуждение народного самосознания, которое пытается отыскать истинную причину зла, но все еще остается под игом вековой покорности и долготерпения. Эта двойственность народного сознания отражена в самой судьбе Савелия и выражена им самим в чеканной формуле: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть»;.
Сходными чертами сознания отличается и герой-правдоискатель Яким Нагой, плоть от плоти крестьянских низов, пахарь, словно выросший из земли и связанный с нею кровными узами. Хотя мы видим его «пьяненьким»;, «убогеньким»;, но и в его портрете, и в его речи чувствуется духовное богатство и сила, не сломленная ни тяжким трудом, ни страшной судьбой. Яким немало пережил: и погорел, спасая из всего своего имущества так дорогие ему «картиночки»;, и в тюрьме сидел («С купцом тягаться вздумалось!»;), и побывал в городе в поисках справедливости. Он способен понять, что беда крестьянина в долготерпении, в попытке все горести утопить в вине, а главное в том, что
Работаешь один,
А чуть работа кончена,
Гляди, стоят три дольщика:
Бог, царь и господин!
Показательна и судьба Ермила Гирина, который снискал в народе почет и любовь «строгой правдою, умом и добротой»;. Но попытка «жить по правде»; в условиях неправедной, несправедливой системы оканчивается неудачей. Сначала ему пришлось покривить душой, отдав вне очереди в солдаты сына Власьевны вместо своего младшего брата. Совесть не дает ему покоя, он уволился с должности бурмистра, поддержанный всем крестьянским миром, взял в аренду мельницу и «брал за помол по совести»;.
Но финал его истории печален: он оказался в остроге, потому что не захотел участвовать в усмирении бунта крестьян, когда его позвали, зная, что «народ поверит Гирину, народ его послушает»;.
С особым чувством говорит поэт о судьбе русской женщины — крестьянки, которой посвящена целая часть поэмы: ведь русская женщина всегда была для поэта главной носительницей жизни, выражением ее полноты, символом национального существования. «Крестьянка»; написана от первого лица, по форме это рассказ Матрены Тимофеевны Корчагиной, жены внука Савелия-богатыря, о своей судьбе, но ее голос — это голос самого народа, ее образ собирает в себе все то, что поэт хотел сказать в своем творчестве о русской женщине. Вот почему здесь так много песен, фольклорных, народно-поэтических образов и мотивов. Судьба Матрены Тимофеевны типична для русской крестьянки и потому особенно впечатляет: подневольная жизнь невестки в семье мужа, «обиды смертные»;, плетка, бесконечная работа, голод и самое страшное — смерть ребенка. Она слывет «счастливой»; только потому, что вышла замуж за любимого человека и по чистой случайности спасла мужа от рекрутчины.
Но многочисленные горести и беды не сломили ее стойкий дух, не подорвали душевную силу и волю к жизни. За свою семью, за счастье своих детей она готова бороться, не склоняя головы перед грозными начальниками. Но при этом Матренушка сохраняет душевное тепло и красоту, не утраченную даже под гнетом тяжкого труда и забот:
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
Она прекрасна и талантлива, добра и полна сочувствия к людям, горделива и преданна долгу жены и матери. Но она может и разумно, трезво мыслить, может оценить свою жизнь и жизнь таких же, как она обездоленных русских женщин, для которых счастье возможно только в мечтах:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки Заброшены, потеряны У Бога самого!
Среди этих замечательных народных образов особняком стоят те, кто извращает лучшие черты народной души и народного характера. Некрасов беспощадно рисует подхалимов, холопов, лакеев, прямых предателей, которые чаще всего выходили из среды дворовых. Таковы в поэме «холоп примерный»; Яков, который все же не вынес унижений и повесился на глазах своего мучителя.
Это и «чувствительный холуй»; Ипат; доносчик, «шпион из своих»; Егорка Шутов; староста Глеб, который совершил великий грех: польстившись на богатые посулы наследника, он уничтожил завещание помещика об освобождении крестьян.
Еще более резкими сатирическими чертами обрисованы те, кто противостоит народу, не понимает его интересов и чаяний, кто на протяжении веков являлся беспощадным эксплуататором народа, виновником его страданий и бед. За личиной добряка, «кругленького»;, «пузатенького»; помещика Оболта-Оболдуева, который лицемерноуважительно разговаривает со странниками, явно проступают черты высокомерного и злобного помещика. Недаром он с такой тоской вспоминает прежнее время, когда ему жилось вольно и спокойно, «как у Христа за пазухой»;. Прощание с той жизнью помещик воспринимает как прощание со счастливой жизнью для всей Руси («невесело глядеть, как изменилося лицо твое, несчастная родная сторона»;).
Но крестьяне-странники дают точную оценку этому счастью с народной точки зрения: «Да, было вам, помещикам, житье куда завидное»;. Тем самым они явно противопоставляют счастье народное и то, что является счастьем в представлении помещичьего сословия.
Также противопоставлен народному миру и образ священника из главы «Поп»;. Как и для помещика, для него счастье осталось в прошлом: ведь «покой, богатство, честь»;, которые, на его взгляд, составляют основу счастья, теперь исчезли. Ведь раньше доход прихода держался на помещичьих пожертвованиях, а ныне «как племя иудейское, рассеялись помещики по дальней чужеземщине»;.
И наконец символическим образом этого уходящего прошлого представлен помещик Утятин из главы «Последыш»;. Это гротескный образ старого мира, хищного («нос клювом, как у ястреба»;), жестокого, не представляющего своей жизни без беспредельной власти над крепостными. Крестьяне же здесь выступают уже не как былинные богатыри, а как актеры или скоморохи, а крепостное право представляется в виде пародии, комедии, которая, однако, так тесно переплетается с жизнью, что может обернуться гибелью. Агап не выдержал того, что старый помещик «пилил, пилил его, права свои дворянские высчитывал ему»;.
Так обнаруживается, что крепостное право страшно и смешно одновременно: страшно своим прошлым, но смешно, потому что наступает новое время, которое порывает с этим прошлым навсегда. На этой оптимистической ноте завершается последняя часть поэмы — ведь там, после главы «И старое и новое»; звучат «Доброе время — добрые песни»;, среди которых особое место занимает сочиненная Гришей Добросклоновым песня «Русь»;. В ней намечен образ новой Руси, основу которой составит
Сила народная.
Сила могучая,
Совесть спокойная,
Правда живучая!