РЕЦЕНЗИЯ НА КИНОФИЛЬМ «БРАТ»
Фильм «Брат» Алексея Балабанова был снят кинокомпанией «СТВ» В 1997 году. Главные роли исполняли Сергей Бодров, Виктор Сухорукое, Светлана Письминченко, Юрий Кузнецов, Вячеслав Бутусов. Продолжительность фильма (всего 95 минут) не велика.
Но это новое русское кино сразу же стало участником официальной программы 50-го Каннского фестиваля. Почему «новое русское»? Да потому, что «Брат» действительно оказался самой громкой и яркой отечественной премьерой прошлого года, которая покорила сердца российских зрителей.
Главный
Здесь режиссер излагает свою, наверное, излюбленную историю (ту, которая сейчас царит в жизни) — о мире, погубившем душу молодого человека, Балабанов создает сю жетную конструкцию современного боевика, тем самым
Фильм «Брат» не об этом. Здесь звучит мотив братской внутренней неразрывной связи. Старший брат, сделав Данилу также профессиональным убийцей, чистильщиком, словом, современным киллером, подставляет его, бросая на произвол судьбы, потому что должен спасаться и думать только о своей собственной шкуре.
Но Данила сумел понять и простить брата, так как они «одной крови». В фильме можно найти и тему убийства, и сюжетный зачин с киносъемками, на которые случайно забредает герой (просто Балабанов решает посмотреть, при каких условиях в городе можно Выжить…). Наиболее остро и глубоко находит герой свое переживание ошеломляющего мгновения встречи провинциала с огромным городом, чужим, холодным, враждебным, в котором Данила чувствует себя ничтожным, одиноким и беспомощным.
Первое ощущение оказалось неизгладимым. А. Балабанов заставляет главного героя неприкаянно слоняться по лабиринтам улиц в поисках брата и жилья, бросает его в объятия общества наркоманов и дворовых тусовок, наделяет пугающим чувством потери своего собственного «я? и дарит как бы зыбкое отдохновение в незамысловатых песенках Вячеслава Бутусова, согревающих его бесприютное сердце.
Режиссер как бы пробует себя в жанре современного боевика. Он выбирает сегодняшний шумный многолюдный город — Петербург. В каком бы Временнбм Ракурсе и через какую бы сюжетную призму ни искал режиссер, он видел одно: никем вокруг не замеченную трагедию маленького человека из толпы.
Судьба, оборвав Даниле крылья, бросает его в самое жаркое пекло жизни, к бандитам, вне привычной системы жизненных координат.
Исходная ситуация фильма «Брат» Балабанова — это ситуация мистического триллера, происходящего, кажется, в рамках абсурда. Автор сценария сталкивает героя один на один с миром-оборотнем, который принял облик Города-монстра, Города-убийцы и вольготно раскинулся на русской земле. Режиссер заставляет Данилу попробовать жить в нем, что на деле оказывается сродни путешествию по кругам ада, особо страшному еще и потому, что герой этого не осознает и не ощущает его действия. В этом Городе герой бесконечно блуждает по одним и тем же улицам.
Время от времени его пути-дорожки пересекаются с теми, кто ему дорог или нужен, кто протянет ему руку помощи и откроет сердце, полное сочувствием и пониманием. Это происходит или на немецком кладбище, или в трактире-забегаловке. Но не стоит искать в этом скрытый смысл, так же как и в том, почему по улицам Петербурга часто одиноко катит блуждающий трамвайчик, вроде бы обещающий спасение, готовый увести человека от опасности — и даже не от самого ли себя?
Но на нем не уехать далеко, не вырваться из заколдованного круга…
Балабанов дает своему персонажу такое прошлое, которое нормальный человек вынести может, лишь отказавшись оценивать его и думать о нем, — войну. О ней в фильме почти не говорится, никаких примет ее нет, кроме одной-единственной исковерканной души обыкновенного милого мальчика Данилы (Сергей Бордов), в меру неразвитого, в меру Порядочного, Отзывчивого, умеющего быть
Благодарным и чувствующего ответственность за близких. Но война отучила его видеть во враге человека. И теперь брату достаточно сказать Даниле: тот — мафиози, тот — банкир, тот угрожает, — и Данила равнодушно стреляет.
Вот так и путешествует по мегаполису мальчик с наполовину умершей душой, как зверь по чужому лесу, — приглядываясь, готовя себе запасные убежища, всегда настороже, готовый к внезапным нападениям. И Город покоряется ему — прячет в своих переулках, уберегает от врагов, дарит жилье и нужные встречи. Как сказал его друг по кличке Немец, что «Город — это злая сила.
Сильные приезжают — становятся слабыми. Город забирает Силу». Мертвое притягивает мертвых, живое — живых.
Сам не понимая, что с ним произошло и в кого он превратился, Данила оказался посередине между чудовищем — Городом и живыми обычными людьми, между смертью, легко творимой его руками, и романтическими песнями «Наутилуса*, которые впитывает в себя как наркотик.
В жестокой сказке Балабанова нет хорошего конца и нет вообще как такового. Мои слезы здесь ничего не изменяют. Да, хотя Город отпустил Данилу.
Может быть, потому, что они «одной крови»? Но не спасение ждет юношу за его пределами — под полой куртки уносит он обрез…
Балабанов проявил себя как режиссер, тонко чувствующий избранный жанр, обладающий абсолютным композиционным чутьем и сориентированный на создание выразительного музыкального образа, который является и знаком времени, и характерной реальности, и отображением душевного состояния человека. Герои фильма не способны сформулировать свое отношение к происходящему, но ощущают все непосредственно, чувственно, через музыку, звук.
Из-за всего этого «Брат» не позволяет сомневаться в его безусловном лидерстве.
Как показывает статистика, зрительский успех «Брата» складывается сразу из нескольких составных частей. Вряд ли на него особенно повлияли призы «Кинотавра» или даже участие в официальной программе Каннского кинофестиваля. Самое главное — наконец-то впервые за несколько лет появился фильм, вызвавший действительный, а не привычно подогретый рекламой общественный интерес.
Не столько модно было смотреть «Брата», сколько немодно его не посмотреть и не высказать по его поводу собственное мнение. «Брат» стал поводом для самостоятельных обобщений: хорошо ли, когда символом эпохи становится киллер (пусть даже любитель)? Кроме того, своим спорным подходом к показу межнациональных отношений (русские, Чеченцы, немцы) фильм наконец-то сделал рассуждение о политкорректности в российском искусстве Обоснованными.
Другой не менее важной причиной победы «Брата» стало долгожданное появление в российском кино героя действия. Брать пример с Данилы Багрова, конечно, не хочется (да, пожалуй, и не стоит), но следить за его похождениями с интересом можно без труда. Поэтому очень показателен успех «Брата».
Сейчас купить этот фильм можно где угодно. Это кино, которое (хотя бы некоторое время, а может, и навсегда) останется в домашних видеотеках на-
Равне С классикой отечественной комедии и американскими боевиками. Пока это едва ли не главный показатель того, что фильм действительно замечен зрителями. Он нужен русским, так как подчеркивает смысл нашего сегодняшнего существования и образа жизни многих русских, и не только «новых».
На мой Взгляд, Самой высокой оценки заслуживают и режиссерская, и все без исключения актерские работы (особенно потрясающий воображение образ главного героя, созданный молодым актером Сергеем Бодровым), буквально заставляющие зрителей «включиться* в сюжет, и множество поднятых в фильме проблем, другими глазами посмотреть на новое «потерянное» поколение пришедших с войны молодых людей, обожженных изнутри и потому равнодушных ко всему, что кажется нам таким естественным: доброта, сострадание, а также простое человеческое стремление радоваться жизни и каждому новому дню.
Несмотря на «черный» Сюжет, не столь развлекающий зрителя, сколько ужасающий его, картина «Брат» не оставляет чувства безнадежности и опустошения — она зовет «вырваться» из плена мрачных переживаний и сделать что-нибудь действенное для того, чтобы каждый из нас ощутил светлую радость жизни, вспомнил и не дал забыть другим о том, что человек создан для счастья, любви и созидания.