Приключения, приключения, приключения (по роману Вальтера Скотта «Айвенго»)

Вальтер Скотт — это известный английский поэт, романист, родившийся в Шотландии. Вальтер Скотт получил образование правоведа, но его увлечением является история родного края, легенды, традиции, древние культурные памятники. Он приобретает славу выдающегося краеведа, историка.

В. Скотт собрал и опубликовал сборник шотландских песен (1803). Как писатель, свой творческий путь начинает с поэм, посвященных истории Шотландии, но с 1814 года преимущественно пишет прозу. Наиболее популярным является исторический роман «Айвенго» (1820). В. Скотт

изображает Британию XII века — времени, когда в этой стране усилились противоречия между ее народами, в частности норманнами и саксами.

В то же время обострились внутренние межфеодальные конфликты, углубились противоречия между феодалами и крестьянами. Король Англии пытается укрепить государство, создать централизованную монархию. Рядом с изображением исторического конфликта, Вальтер Скотт воспроизводит бытовой фольклорный колорит, широко использует богатую языковую палитру того времени.

Персонажей романа автор умышленно изображает разными: здесь нет сплошь положительных или абсолютно отрицательных

типов.

Таким образом, автор привлекает внимание к проблеме взаимопонимания между двумя народами, из которых должна родиться одна нация — английская. В чем секрет популярности Вальтера Скотта, почему он привлекал как читателя XIX века, так и нашего современника? В большой степени успех писателя — в глубоком понимании событий прошлого и художественном совершенстве воссоздания истории. Наиболее характерным с этой точки зрения является роман «Айвенго».

Проблемы, которые поставил Вальтер Скотт в «Айвенго», не были далеки от современности автора. Феодальное дворянство не было окончательно сломано в Англии. Буржуазия была лишена политической власти и вместе с народом вела борьбу за реформу существующей в стране выборной системы.

События, воспроизведенные в «Айвенго», происходят в конце XII века, когда Англией правил король Ричард Львиное Сердце. Конфликт произведения сводится к борьбе мятежной феодальной верхушки, которая была заинтересована в сохранении феодальной раздробленности страны, против королевской власти, олицетворяла собой идею централизованного государства. Автор показывает, что симпатии народа на стороне короля. Ричард Львиное Сердце идет на штурм замка Фрон де Бефа рядом со стрельцами Робин Гуда.

Этому эпизоду писатель предоставляет символическое значение. Вальтер Скотт мастерски воспроизводит также национальный конфликт. На начало действия произведения прошло более ста лет со времени завоевания Англии норманнами. Среди свободолюбивых саксов жило стремление к национальной независимости.

Вальтер Скотт придал этому конфликту большую остроту, показав ненависть простого народа к норманнским феодалам. Большинству героев из народа свойственно стремление к свободе, готовность бороться за свое право быть независимым человеком. Таков свинопас, таковы и стрельцы Робина Гуда, который выступает в романе под именем Локсли.

Историзм Вальтера Скотта показался в умении открыть тайные пружины исторического процесса и рассказать о том, как отразилось их действие на судьбах отдельных людей. Сам сюжет «Айвенго» построен на вражде между сторонником короля Ричарда рыцарем Айвенго и зловещим храмовником Бриано де Буагильбера. Но в событиях частной жизни Вальтер Скотт воспроизводит конфликты исторического масштаба.

Писатель также с большим мастерством изображает колорит эпохи: особенности быта, обычаев, костюмов, языка. Так перед читателем предстает Англия конца XII века в убедительных образах и картинах.

Король Ричард борется с, братом Джоном, который пытается захватить власть, а также с норманнскими баронами, которые хотели сохранить свою независимость от короля. Политический конфликт осложняется национальным противостоянием: коренное население — саксы не могут смириться с владычеством норманнов в их стране. В романе также представлены низы общества — доведенные до разорения крестьяне превратились в разбойников, которые ведут борьбу с угнетателями.

В романе представлены образы как реальных исторических лиц (Ричард Львиное Сердце, принц Джон), так и вымышленных героев (рыцарь Айвенго, леди Ровена, Ребекка и пр.).

Очень яркий герой романа Король Ричард — настоящий рыцарь: смелый, мужественный, отчаянный, честный. Выступает не только как защитник интересов баронов — норманнов, но и коренного населения Англии — саксов, интересов простого народа Англии. Он умеет прекрасно общаться как с высшим миром, так и с простым народом.

Однако, слава мужественного воина была для него дороже славы мудрого правителя.

В изображении В. Скотта норманнские бароны — надменные, наглые люди, для которых не существует ни законов, ни морали. Самый яркий из этих образов — рыцарь ордена храмовников Бриан де Буагильбера. Он очень честолюбив.

Для него и религия, и рыцарский орден, и люди — средства достижения личной цели. Рыцарские турниры — самое интересное и самое прекрасное зрелище того времени, которым восхищались все: богачи, бедняки и дворяне. В средневековой Англии верили в колдовство. Одну из героинь романа, Ребекку, обвинив в колдовстве, грозятся сжечь на костре.

В романе В. Скотт дает детальные описания трапез, одежды того времени, рыцарских доспех.

На страницах романа оживает история одного из европейских государств. Острый сюжет все время держит читателя в напряжении. В романе на первом плане такие вечные человеческие ценности, как честность, благородство, мужество, верность.


Приключения, приключения, приключения (по роману Вальтера Скотта «Айвенго»)